«Вечер» анализ стихотворения Тютчева
Какие ассоциации вызывает у человека слово «вечер»? Кто-то сразу представит романтический вечер со свечами и прочими атрибутами свидания. Для кого-то это время таинственных изменений, вызванных полумраком. «Встретимся вечером! » — звучит многообещающе.
В природе это время неуловимых изменений, которые невидимы человеческому глазу. Может быть, именно поэтому существует столько произведений, в названии которых упоминается это загадочное время суток.
Например, в творчестве русского поэта Федора Ивановича Тютчева наберется с десяток стихотворений, включающих слово «вечер»: это и «Летний вечер», и «Осенний вечер». Данный анализ посвящен стихотворению с названием, не содержащим никаких эпитетов, — «Вечер». Оно было написано в 1826 году, когда молодой Тютчев, только что поступивший в Государственную коллегию иностранных дел, был направлен в Мюнхен.
Эта небольшая лирическая миниатюра вместила целый мир звуков природы. И совершенно неважно, русская она или нет.
Пейзажная лирика по праву может считаться одной из ведущих тем творчества Тютчева. Каждый лирический шедевр этого поэта оставляет длительное послевкусие. Еще долго представляешь картины величественной русской природы, которые невозможно увидеть воочию, как на живописном полотне, зато можно ясно представить их себе, вплоть до мельчайшей детали.
Стихотворение «Вечер» отличается не столько деталями пейзажа, сколько звуками. Вот издалека слышится колокольный звон, но он не звенит, а «тихо веет над долиной». Сразу представляется вся ширь пространства, видимая лирическому герою. Этот звук настолько тихий, едва различимый, что больше напоминает «шорох стаи журавлиной», который замер «в шуме листьев».
Очевидно, герою не нужно было подчеркивать, какое время года он описывает. По отдельным деталям можно предположить, что речь идет об осени, но «море вешнее в разливе» вызывает ассоциацию с весной. Такое кажущееся противоречие как раз призвано подчеркнуть внутреннее состояние героя — его внутреннее ощущение смены времен года, зависящей подчастую от его настроения.
Такую лирику принято назвать философской.
Во втором четверостишии предстает уже зрительная картина. Вот небо, которое герой сравнивает с «вешним морем», потому что оно такое же безбрежное и голубое. Стоит заметить, что такое небо может быть только над огромным пространством. Можно предположить, что природа Германии, где находился тогда Тютчев, не многим отличалась от русской природы.
Но пространство, большое расстояние, сама перспектива открывающейся картины все-таки невольно рождает мысль о бескрайних просторах России. Возможно, испытывая ностальгию, поэт передал своему герою то ощущение безграничности, которое сам когда-то испытывал, живя в Орловской губернии, где родился и вырос.
Название стихотворения проявляется только в последних строках:
И торопливей, молчаливей Ложится по долине тень!..
Именно так для героя наступает вечер. Но наступление вечера не изменяет настроение лирического героя: он безмятежен и спокоен, и для читателя не важно, чем вызвано это спокойствие и умиротворенность. Даже размер стихотворения позволяет неспешно наслаждаться звучанием произведения.
А чередование женской и мужской рифмы создает эффект прилива и отлива тех самых волн вешнего моря.
Многие критики упрекали Тютчева в принадлежности к «чистому искусству»: дескать, в России происходят такие политические события , социальные потрясения, а сторонники «чистого искусства» вместо того, чтобы освещать эти события, давать им оценку, пишут о красоте природы, о луне и прочей романтической «чепухе». Но разве не ловил себя каждый на мысли о том, как хочется иногда, отстранившись от потрясений и тревог, насладиться спокойствием и безмятежностью, испытать которые можно, только окунувшись в мир поэзии Федора Ивановича Тютчева.
«Вечер» анализ стихотворения Тютчева