«Вечер накануне Ивана Купала», анализ повести Гоголя
Людей издавна притягивали разные тайны: причуды домового, танцы русалок в лунную ночь, шабаш ведьм. В русских сказках герои вынуждены были общаться с нечистой силой, чтобы справиться с испытаниями . В творчестве Николая Васильевича Гоголя тоже немало нечисти.
Черт помогает герою Вакуле слетать в Петербург к самой царице, а утопленница-панночка дает возможность главному герою Левко жениться на любимой девушке.
Однако связь с нечистой силой рано или поздно потребует расплаты. Как правило, это душа, которую и приходится отдать Сатане за помощь. Это один из самых устойчивых мотивов в мировой литературе. Звучит он и в творчестве Н. Гоголя. Свой цикл повестей и рассказов под называнием «Вечера на хуторе близ Диканьки» начал повестью «Басаврюк».
Впервые она именно под этим названием появилась в журнале «Отечественные записки» в 1830 году. Позже повесть получила название «Вечер накануне Ивана Купала» . Эта ночь полна тайн и чудес, ведь, если найти цветок папоротника, то может исполниться самая заветная мечта.
Такую мечту имел главный герой повести — работник Петр Бездомный. Полюбив Пидорку, дочку хозяина, старого казака Коржа, безденежный Петрусь готов заключить сделку хоть с самим Дьяволом, воплощением которого в повести является Басаврюк. Как раз в ночь на Ивана Купалу Петро и находит заветный цветок папоротника, после чего ведьма раскрывает перед ним богатства: и золотые червонцы, и драгоценные камни.
А цена за это — смерть безвинного ребенка, шестилетнего брата Пидорки Ивася.
В бешенстве бросился герой с ножом на ведьму, но помутился разум у юноши, и под напором нечисти совершил смертный грех Петрусь. Не помнил он, как оказались у него два мешка с золотом. Вот и долгожданная свадьба, да только нет счастья ни убийце, ни несчастной Пидорке. Жених ее теперь как проклятый: все силится вспомнить что-то, поэтому больше не веселится, а целыми днями сидит возле мешков с золотом.
Да и Пидорка уже не та: «Ни румянца, ни усмешки; изныла, исчахла, выплакались ясные очи».
Новая встреча с ведьмой возвращает Петру воспоминание о страшном грехе, совершенном им ради любви. Но час расплаты наступает: в ночь на Ивана Купала явившийся призрак Ивася забирает с собой своего убийцу — только горстка пепла остается от несчастного юноши. Узнавшая страшную тайну Пидорка вынуждена до конца жизни замаливать смертный грех за своего мужа.
А в селе вновь появляется Басаврюк, принявший человеческий облик, чтобы приманивать молодцев. Ведь «клады не даются нечистым рукам», вот так он и приманивает юношей, а после губит. Так проявляется в произведении мотив призрачности богатства, добытого нечестным путем, характерного для украинского и русского фольклора.
В основу сюжета этой повести положены украинские народные легенды и предания об Иване Купала. Первая редакция повести под названием «Басаврюк» вызвала множество замечаний со стороны критиков и читателей. Тогда Гоголь сократил повесть, устранил длинные описания и второстепенные подробности. Например, он не стал давать описание жизни Петро Бездомного. Больше всего Гоголь изменил финал.
Первоначально сюжет повести оканчивался иначе: разбогатевший Петрусь стал скупым, доведя себя и свою жену Пидорку до крайней степени нищеты. Такие мотивы были характерны для нравоописательных повестей 20-х годов XIX века.
Гоголь создал совершенно новое произведение, добившись сюжетной лаконичности. Конечно, фольклорные мотивы звучат и в портретах главных героев, особенно Пидорки, и в описании их свадьбы, и в пейзажных зарисовках всех времен года . Однако, включив фольклорные мотивы, но отказавшись от нравоучительного морализаторства, автор создал динамичный сюжет. Получение богатства вызвано меркантильными соображениями, и хотя Петрусь хочет жениться на любимой девушке, его сделка с Дьяволом изначально обречена, ведь ценность всего материального несоразмерна духовно-нравственным началу. Клад становится испытанием для Петра, убившего невинного ребенка и добывшего золото страшной ценой.
За это он и наказан.
«Вечер накануне Ивана Купала», анализ повести Гоголя