Вечность духовной красоты в драме Леси Украинки «Лесная песня»
Кто не знает украинской поэтессы Леси Украинки? Ее творчество — это прославление человека, его духовной красоты, его гармонии. И как следствие раздумий Леси — появление ее Мавки, в которой объединяется и красота любви, и красота природы, и красота высочайшей гармонии природы и человека.
Мавка — дочь природы, и живет она рядом со своими «родными» — Лешим, Водяным, Русалкой, Прелестником. Боль, причиненная кому-то из ее сестер или братьев, даже березе, отдается болью в ее сердце. Мавка просит Лукаша, который хочет наточить из березы сок:
— Не точи! Это кровь ее. — Не пей же кровь из сестренки моей!
В Мавке будто переплелись и человеческие, и сверхъестественные качества: она ощущает в себе живительную силу от шелеста деревьев, от дыхания ветров, и одновременно ее чувства — это чувства человека. Даже глаза Мавки объединяют в себе все разнообразие природы:
…зеленые… а были, как небо синие… О! Теперь уже седые, как та туча… нет, кажется, черные, или, может, карие…
Она и спит в вербе, а ее речь — это будто журчание ручья. Мавка пришлась по душе Лукашу, так как оба имеют в сердцах цвет, который «сокровища создает». Это помогает им объясниться, ведь Мавка все ж таки — лесная девушка, а Лукаш — человеческий юноша.
Но играет он на свирели так, что даже для этой лесной девушки, для которой весь мир кажется гармонично построенным, его игра кажется волшебной. В душе Лукаша пока что существует гармония, он еще живет под влиянием сказок и поговорок дяди Льва, который является «приятелем» для всех лесных жителей. Сколько у дяди Льва добра в душе, он радуется всему живому!
Любят его лесные жители за то, что «поклялся жизнью, что дуба он во веки веков не даст рубить». Тогда и Леший поклялся, «что дядя Лев и вся его родня во веки веков в безопасности будут в лесу». И Мавка понимает, что дядя Лев никогда никому не сделает зла, так как имеет искреннее, чуткое сердце, так как не может себя вообразить отдельно от природы. Он сознает: «Что лесное, то не плохое… всякие сокровища из леса идут».
Тянутся к нему те, кто считает также, как и он, тянутся люди с такими же искренними сердцами, которые верят в единство человека и природы, в гармонию человека и природы. А сам дядя Лев даже умирать хочет в лесу, чтобы не разорвать этот магический круг:
«Как буду умирать, то приду, как зверь к лесу…тут под дубом пусть и похоронят…».
В конце своей недолгой жизни и Лукаш понимает то, чему всегда учил его дядя: человек и природа должны жить в согласии. Но для этого понадобилось Лукашу побывать в шкуре волка. Зато его мать и девушка не хотят видеть красоты природы, не хотят слышать ее «голосов». «А я бы и целый лес продать смогла», — говорит мать Лукаша. За это и были они наказаны силами природы. Лишь Мавка объединяет в себе и человеческое, и лесное.
Именно таким, по мнению Леси Украинки, и должен быть человек — ведь Мавка теперь имеет душу. Эта гармония, эта красота будет жить вечно. Образ Мавки будет жить всегда, как всегда будут жить, не мешая друг другу, а, наоборот, помогая, человек и природа, в вечной гармонии, в вечной любви.
И тогда каждый человек, приходя в лес, сможет услышать голос, который отзовется «шелестом тихим вербовой ветви, голосом нежной тонкой свирели». Это будет голос Мавки — вечно живой девушки-вербицы, которая будет всегда петь: «Играй же, любимый, умоляю!»
Вечность духовной красоты в драме Леси Украинки «Лесная песня»