Вечный спутник поэта (по лирике Лермонтова)
Вечный спутник поэта нашел свое полное выражение в стихотворении «1831-го июня 11 дня», которое с большим правом следует назвать философской поэмой — выдающимся произведением русской медитативной лирики. Оно подводит итог идейным поискам юного поэта и одновременно поискам русской философской мысли, стремящейся осознать время, понять и провидеть судьбу поколения, предузнать «жребий» молодых сынов России и — самое главное — ответить на животрепещущий вопрос «Что делать?».
Здесь и мысли философского трактата Радищева «О человеке, его смертности и бессмертии» , и вызов «судьбе» декабристов, и пушкинское светлое начало умиротворения. И во всем и надо всем этим — Лермонтов, сила его страсти, мощь его воли и могущество мысли. Нас не перестанут удивлять неустанные поиски юным Лермонтовым закона деяния, как не перестанут восхищать глубина и энциклопедизм его философского мышления, продиктовавшего эту замечательную поэму. В «Евгении Онегине» Пушкин, желая ввести читателя в круг политических и философских интересов юных «любомудров» времен декабризма, перечислил «проблемы», по которым они вели спор. Во второй главе романа он писал:
Меж ими все рождало споры И к размышлению влекло: Племен минувших договоры, Плоды наук, добро и зло, И предрассудки вековые, И гроба тайны роковые, Судьба и жизнь в свою чреду, Все подвергалось их суду… Но чаще занимали страсти Умы пустынников моих.
Обо всем об этом и пишет Лермонтов, может быть, исключая «племен минувших договоры», т. е. «Общественного договора» Руссо: в тридцатые годы уже об этом не спорили, обосновывая иначе право человека на свободу. Поэма начинается с трогательных признаний юноши: «Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала…» И тут же будто неожиданное, но так понятное по знакомому нам уже строю мыслей и чувств: «Я любил нее оболыценья света, но не свет»: минуты жизни в свете были мук полны…
Да, это знакомо, это чисто лермонтовское: его поиск «чудесного» рождался в отрицании окружающего, в презрении к свету, обольщения которого все же он любил. Едва ли мы именем право проходить мимо этого противоречия, в нем таится один из элементов трагедии поэта.
И далее он будет говорить о «боренье дум», очевидно, самой значимой черте мышления, наложившей печать на все творчество. Мысль поэта — вечное движение, она ни на чем не может остановиться, не знает успокоения, вечно идя за истиной, постигая ее. Всходя со ступени на ступень и не удовлетворяясь достигнутым, мысль Лермонтова — вечный спор, если не сказать, минуя примитивное значение слова, — вечное обсуждение предмета, ускользающего от мысли, не поддающегося своему конечному (исчерпывающему) определению.
И неограниченная власть любви заставляет поэта бросить вызов судьбе. Так, по законам внутренней логики мысли и чувства, рождается тема непокорности и бунта, в котором человек отстаивает свое человеческое, свою любовь и свою гордость. Только она, только гордость имеет право на любовь, ибо только гордость умеет защитить свою любовь. Гордость, любовь, мщение, бунт — все это переплелось, выступает сразу, вдруг, вместе, почти без пауз и переходов, с нарушенными границами добра и зла, и составляет неповторимый, чисто лермонтовский элемент русской поэзии. Нам осталось добавить, что это бунт против непобежденной судьбы и это накладывает на все отблеск величавого трагизма. В 15-й строфе поэмы Лермонтов нашел предельно сжатую форму выражения своей мысли во всей ее противоречивой сложности:
Под ношей бытия не устает И не хладеет гордая душа; Судьба ее так скоро не убьет, А лишь взбунтует; мщением дыша Против непобедимой, много зла Она свершить готова, хоть могла Составить счастье тысячи людей: С такой душой ты бог или злодей…
Какая изумительная философия и какая поэзия! И какой человек! Непобедимая судьба не покоряет человека, а лишь бунтует его! — это гимн достоинству и величию человека: это могучий взлет лермонтовской мысли к недосягаемым вершинам человеческого. И зло здесь не есть выражение неправоты притязаний гордой души, а результат ожесточенности битвы с «непобедимой», — в борении с ней душа человека должна быть готова на все, и она готова на все, ибо битва идет во имя человека.
И ты его узнаешь — и поймешь, Зачем о руке его булатный нож…
Так философская поэма Лермонтова объясняет и комментирует идейное содержание стихотворения «Предсказание», а это последнее, в свою очередь, раскрывает реальный смысл философской поэмы, в которой победа или поражение решает вопрос о том, кто ты — бог или элодей. В плане философских и политических раздумий Лермонтова, поэма которого закончится мыслью о действии и восстании, стих «С такой душой ты бог или злодей…» С красноречивым многоточием в тексте является, по нашему мнению, стихом большого внутреннего содержания.
Вечный спутник поэта (по лирике Лермонтова)