«Век джаза» в изображении Ф. С. Фицджеральда
Писатель Френсис Скотт Фицджеральд (1896-1940) как летописец целой эпохи в американской истории, «века джаза» (время между окончанием первой мировой войны и великой депрессией 1930-х годов). Отражение в творчестве писателя мироощущения людей того времени, утративших веру в прежние идеалы, осознавших неустойчивость, мимолетность дня. Жажда сиюминутного наслаждения, погоня за удовольствиями, стремление убежать от своей «потерянности». «Америка затевала самый грандиозный, самый шумный карнавал за свою историю».
Черты «века джаза» в романе «По эту сторону рая» (1920). Фицджеральд о проблеме богатства и бедности, о воздействии денег на судьбу человека. «Я не люблю бедных людей… Я ненавижу их за то, что они бедные. Бедность… самая отвратительная вещь в мире. По существу, лучше быть развращенным и богатым, чем невинным и бедным». Эмори Блейн — олицетворение прекрасной «американской мечты», выразитель устремлений и надежд своего поколения, «поколение, которое повторяет старые догмы, пытаясь стряхнуть с себя былую мечтательность; поколение, обреченное на грязную, суетную жизнь, подстерегаемую любовью и гордостью… поколение людей, страшащихся бедности и чтящих богатство, людей, которые удостоверились в том, что война окончилась, вера поколебалась, а бог умер..».
Новеллистическое мастерство писателя. Сборник рассказов «Сказки века джаза» (1922). Своеобразные истории из жизни богатых людей, воз-
Несшихся над остальным миром («Бриллиант величиной с отель Риц», «Богатый парень»).
Роман «Великий Гэтсби» (1925) — «не только вобрал в себя «век джаза», но и включил эту эпоху в общий курс американской истории»(У. Ал-лен). Гэтсби — велик силой своего чувства, преданностью мечте, «редкостным даром надежды». История жизни главного героя. Расплывчатость образа Гэтсби. Способность персонажа соединить в себе самые противоположные устремления. Это одновременно: платонический мечтатель и жесткий практик, застенчивый влюбленный и хваткий делец, поэтическая натура и хищник, прикидывающий, «какая часть… неба по праву принадлежит ему». Дэзи Бьюкенен как символ идеальной мечты, не выдержавшей испытанием «века джаза». Линия Ника Каррауэя — рассказчика в романе. Контрастный принцип построения повествования (образ, возникший в начале романа, впоследствии находит свое художественное опровержение). За блестящей оболочкой «джазового стиля» скрыта нищета духа, за внешней привлекательностью — подлог и предательство.
Фицджеральд о банкротстве духа и разума в романе «Ночь неж-на»(1934). История Дика Дайвера — трагедия истинного таланта в жестоком мире денег. Истоки жизненной драмы героя, его постоянных компромиссов с совестью. Неспособность выработать в себе душевную стойкость и твердость позиций, природная склонность к романтическому идеализму.
Образ «голливудской мечты» в последнем незавершенном романе писателя «Последний магнат». Кинопромышленник Монро Старр — одновременно как пленник «великой иллюзии» и как ее жертва. Подлинно трагическая фигура в истории американской литературы. Глубокий, объективный самоанализ Фицджеральда.
ЛИТЕРАТУРА: Горбунов А. Н. Романы Френсиса Скотта Фицджеральда. — М., 1974. Засурский Я. Н. Потерянное поколение. Френсис Скотт Фицджеральд и «поэзия отрицательных величин Засурский Я. Н. Американская литература XX века. — М., 1966. Старцев А. И. Скотт Фицджеральд и «очень богатые люди» — Старцев А. И. От Уитмена до Хемингуэя. — М.,1981.
«Век джаза» в изображении Ф. С. Фицджеральда