Величие духа человека. Даниэль Дефо Робинзон Крузо
Даниэль Дефо, автор, «Робинзона Крузо», и Джонатан Свифт, автор «Путешествий Гулливера», жили и писали в одно и то же время. Оба они были крупнейшими деятелями литературы английского просвещения и родоначальниками английского реалистического романа. Английские просветители выступили как глашатаи поднимавшейся буржуазной демократии, которая в ту пору отражала стремление всего английского народа уничтожить пережитки феодально-дворянского строя и добиться более справедливых порядков. Английские просветители ратовали прежде всего за свободу личности и предпринимательской инициативы. Не случайно положительным героем английского романа на начальной стадии развития буржуазного общества становится самый обыкновенный простой человек, отличающийся большой энергией, независимостью, трудолюбием, от имени которого обычно и ведется повествование. Уже в XVIII веке «Робинзон Крузо» и «Путешествия Гулливера» попали в руки юных читателей и стали затем неотъемлемым достоянием любой детской библиотеки. Но, несмотря на общность исторической судьбы этих бессмертных книг, идейные и творческие устремления Дефо и Свифта были далеко не одинаковы.
Необыкновенный случай долголетней жизни человека на необитаемом острове не был выдуман Дефо. В 1711 году в Англию вернулся шотландский матрос Селькирк, найденный в весьма плачевном состоянии на одном из островов Хуан-Фернандес, лежащих в Тихом океане примерно на широте Вальпараисо (Чили). За четыре года одиночества Селькирк одичал и почти разучился говорить. Чтобы читатели не подумали, что нашумевшая история Селькирка навела его на мысль написать «Робинзона Крузо», Дефо перенес начало действия на полвека назад, а необитаемый остров поместил к устью реки Ориноко.
Большая часть первого тома «Робинзона Крузо» представляет собой подробный рассказ о том, как человек, вступивший в единоборство с природой, превращает в конце концов дикий, необжитый уголок земли в благоустроенную, цветущую плантацию. Устами Робинзона автор бесхитростно повествует, как шаг за шагом и год за годом, не жалея труда и времени, одинокий человек, полагаясь исключительно на свой разум, силы и упорство, приобретает необходимые трудовые навыки и не только не дичает, подобно Селькирку, но непрерывно совершенствует свои нравственные и духовные качества. Обладая знаниями и культурой среднего англичанина XVIII века, Робинзон как бы воспроизводит, живя на острове, различные исторические эпохи, через которые прошло человечество от первобытной дикости к цивилизации нового времени. Если первую ночь потерпевший кораблекрушение Робинзон, как дикарь, проводит на дереве, то уже через несколько дней он оборудует под жилище естественную пещеру и затем превращает ее в настоящую крепость. Если сначала Робинзон добывает пропитание охотой, правда убивая дичь не из лука, а с помощью огнестрельного оружия, то позже он переходит к скотоводству: ловит и приручает диких коз, сооружает для них просторный загон, пользуется по желанию и мясными и молочными продуктами, изготовляет одежду из козьих шкур и т. д.
Следующий этап жизни Робинзона на острове — превращение его в земледельца. Увидев возле своего жилища колосья риса и ячменя, Робинзон приписывает их появление чуду, но вскоре догадывается, что он сам же сотворил это «Чудо», вытряхнув труху из мешков, найденных на корабле. Постепенно он увеличивает посев, обрабатывая землю теми способами, какие употреблялись земледельцами разных стран. И наконец, избавив от смерти дикаря, Робинзон нарекает его Пятницей и превращает в своего раба. Робинзон учит его работать, объясняться по-английски и обращает язычника в христианскую веру. Изображая дружбу Робинзона и Пятницы, Дефо хочет внушить своим соотечественникам, «прославившимся» страшными жестокостями в колониях, мысль о необходимости более гуманного отношения к туземцам. Как только на остров попадает несколько человек, Робинзон объявляет его английской колонией, а сам становится губернатором: устанавливает отношения господства и подчинения, заставляет туземцев работать на белых господ, вводит английские законы и т. д.
Так, Дефо рисует путь «естественного человека», каким он считает Робинзона, от первобытного состояния к буржуазной цивилизации, полагая, что человеческие качества были неизменными на всех этапах развития, что современный ему английский буржуа и является «естественным человеком» — «не результатом истории, а ее исходным пунктом» (К. Маркс). Подобно другим писателям и ученым XVIII века, автор «Робинзона Крузо» не учитывал того, что даже у истоков цивилизации и на протяжении всей последующей истории в основе развития лежали производственные отношения, общественный труд, а не деятельность отдельно взятого человека, обособленного охотника или скотовода. В действительности Робинзон с самого начала был вооружен теми знаниями и обладал теми инструментами и предметами обихода, которые сами по себе являются итогом длительного исторического развития. Топоры и гвозди, ружья и порох, парусина и швейная игла, чернила и бумага, семена культурных растений и Библия и многие другие предметы, спасенные Робинзоном с корабля, помогли ему обставить свою жизнь на острове по примеру среднего англичанина того времени. Но, несмотря на такие условности, фигура Робинзона настолько правдоподобна и реальна, что читатель воспринимает его не столько как литературного героя, а скорее как живого человека со своими индивидуальными особенностями.
И при всем том Робинзон продолжает оставаться по своей психологии и привычкам типичным английским мещанином, трудолюбивым и энергичным предпринимателем XVIII века, одним из тех, кто завоевывал для Англии новые колонии, пускал в ход новые фабрики и машины, копил золото и читал Библию, но больше всего верил в свои собственные силы. Даже к самым близким людям Робинзон относится как человек, думающий прежде всего о своей личной выгоде. Нас неприятно поражает в ряде эпизодов романа черствость и сухость Робинзона. Мальчика Ксури, который помог ему спастись из плена, он продает в рабство. Свои дружеские чувства к людям он не может выразить иначе, как только денежными подарками.
Хотя на острове все эти особенности Робинзона-предпринимателя не проявляются, но и здесь он сохраняет привычки и психологию человека своего класса. Говоря о каком-нибудь предмете, он прежде всего находит его выражение в денежной стоимости. Герой любит делопроизводство, составляет инвентарные списки своего имущества, заводит дневник, который разделяет, как гроссбух, на два столбца. В первом столбце он записывает преимущества и выгоды, какие находит в своей одинокой жизни на острове, а во втором — «расходы», то есть неудобства своего положения. Потом он подводит «баланс» и убеждается со свойственным ему оптимизмом, что хорошего в его положении больше, чем плохого, а потому не стоит отчаиваться! «Горький опыт человека, изведавшего худшее несчастье на земле,- рассуждает Робинзон,- показывает, что у вас всегда найдется какое-нибудь утешение, которое в счете наших бед и благ следует записать на приход». У Робинзона чувства не развиты. Красоты природы оставляют его глубоко равнодушным. Море для него всегда только средство передвижения, деревья — строительный материал, животных он разделяет на два вида: на тех, что «годятся в пищу», и на несъедобных или невкусных.
В то же время Дефо с поэтическим вдохновением описывает его борьбу за жизнь на необитаемом острове, его исключительное трудолюбие, неиссякаемое упорство и энергию. Неустанный труд героя внушает читателю веру в беспредельные возможности человеческого разума и воли. Захватывающий интерес повествования постоянно поддерживается тем, что читатель в каждом отдельном случае узнает не о готовом результате трудовой деятельности Робинзона, а вводится в самый процесс работы — от возникновения замысла до завершения любого дела. Робинзон никогда не довольствуется достигнутым. Он всегда ищет что-то новое, всегда изобретает, строит, совершенствует свои знания и навыки, работает не покладая рук, и его творческий труд приносит добрые плоды. Именно эти стороны романа Дефо, проникнутые поэзией творческого труда, привлекли к нему внимание многих поколений читателей. Книга Дефо учит любить и уважать труд, не гнушаться никакой работы, не отступать ни перед какими трудностями. Этим и определяется гуманистическая ценность и непреходящее воспитательное значение «Робинзона Крузо».
Прекрасную характеристику роману Дефо дал в одной из своих статей чешский писатель Юлиус Фучик. «Робинзон Крузо»…- писал Фучик,- это книга страстного увлечения трудом, процессом труда, и мы видим, что именно эта сторона сделала книгу такой действенной и интересной для детей; стремление быть Робинзоном-это стремление быть исследователем, изобретателем, стремление трудиться над собственными изобретениями… Если бы мы образно сформулировали требования к хорошей детской книжке, мы должны были бы сказать, что мы хотим Робинзона без Пятницы и без необитаемого острова. Робинзона среди миллионов людей, Робинзона среди миллионов Робинзонов».
Величие духа человека. Даниэль Дефо Робинзон Крузо