Верность долгу
Тема войны — почти единственная в творчестве большого художника Василия Владимировича Быкова. Он совсем молодым ушел на фронт, провоевал всю войну, вернулся сложившимся человеком и талантливым писателем. В. Астафьев назвал В. Быкова правофланговым в шеренге ровесников — сподвижников по литературе, одним из тех писателей-фронтовиков, которые «заставили и других писать лучше». Одной из лучших повестей Быкова является «Обелиск», написанная в 1972 году. Она рассказывает о замечательном человеке, учителе из Сельца — Морозе Алесе Ивановиче.
Незаметный, ничем не примечательный внешне, этот человек по* степенно завоевывает симпатию читателей своими серьезными поступками, добросовестным отношением к делу и ученикам. С ребятами у Мороза складываются дружеские отношения. В школе Алесь Иванович не гнушался никакой работы. Если школе нужны были дрова, он пилил их с ребятами; добыл книги на русском языке в брошенной панской усадьбе, а потом читал и объяснял ребятам «Войну и мир» Толстого. Мороз видит в своих учениках будущих личностей; понимает пользу и необходимость учебы, поэтому отстаивает каждого ученика.
Маленьких Ольгу и Лену Удодовых учитель провожает домой через лес. Алесь Иванович, может быть, был не так образован, как другие учителя, но он имел прекрасную душу и доброе сердце. Недаром Павел Миклашевич предпочел жить не дома, где его обижали, а у учителя. Мороз сумел отстоять право ребенка сделать свой выбор.
Ученики любили и уважали своего учителя, хотя никогда не говорили ему об этом в лицо. Коля Бородич не уехал в пятый класс и ходил повторно в четвертый, лишь бы в Сельце. Мороз «спас» Бородича от суда, когда тот осквернил католический храм, взяв вину на себя. Алесь Иванович «доложил начальству, будто все это результат его не совсем продуманного воспитания».
А тут и война пришла. Мороз и при немцах остался в школе работать, детей учить, говоря: «Плохому я не научу. А школа необходима, не будем учить мы — будут оболванивать они. А я не затем два года очеловечивал этих ребят, чтобы их теперь расчеловечили.
Я за них еще поборюсь. Сколько смогу, разумеется». Понял Ткачук, бывший заведующий РОНО, что работает Мороз «если не на наше нынешнее, так на будущее. Ведь будет и у нас будущее. Должно быть».
Вокруг Мороза сколотилась группа ребят: Коля Бородич, Павел Миклашевич, Тимка и Остап Кожаны, Смурный Николай и Смурный Андрей. Они хотели защитить своего любимого учителя от полицая Каина, но без оружия ребята были обречены. Они подпилили основы моста, полицейские отделались легким испугом, а ребята оказались в тюрьме. Партизаны ничем помочь не могли.
Тогда Мороз добровольно ушел к ребятам, чтобы в тюрьме поддержать дух воспитанников. «Он им ничего о себе не сказал. Только подбадривал. Говорил, что жизнь человеческая несоразмерна с вечностью и пятнадцать лет или шестьдесят — все не более чем мгновение перед лицом вечности… их будут помнить, и уже это должно быть для них высшей наградой — самой высокой из всех возможных в мире наград». Когда повели всех на расстрел, Мороз сумел спасти Павла Миклашевича.
Учитель до конца оставался со своими учениками, видя свой долг в том, чтобы достойно умереть, коль он не сумел их уберечь. Повесть имеет кольцевую композицию. Автор использует «рассказ в рассказе», прием, придающий достоверность повествованию.
Очевидец рассказывает о событии, которое сам пережил. Мы верим Ткачуку, его объективному взгляду на поступок учителя Мороза. Сейчас трудно поверить, что было время, когда честного, самоотверженного человека могли оклеветать подонки, а доказать правду было невозможно.
Повесть В. Быкова «Обелиск» — предупреждение нам, что зло легче предотвратить, чем остановить, когда оно уже возникло.
Верность долгу