Верность идеалам справедливости и гуманизма в произведениях эпохи возрождения
Эпоха Возрождения в большинстве европейских стран охватывает ХV и ХVI столетия. Это было время, когда народ начал выступать против феодалов, стремясь получить свободу, время роста больших городов и зарождение буржуазии, время оживления торговли и далеких странствий, которые требовали от людей смелости и дерзаний. Сложились новые взгляды на смысл бытия: появилось убеждение, которое наибольшую ценность на Земле представляет человек. Гуманисты — писатели и художники — изучали человека и стремились правдиво ее изобразить. Подтверждение своим идеям они нашли в античном искусстве, которое изображало сильного и прекрасного человека. Таким образом, гуманисты возродили античные традиции. Отсюда и название эпохи — Возрождение.
Помню, еще к знакомству с «Дон-Кихотом» М. Сервантеса, ко мне случайно попала статья русского художника Саввы Бродского, который иллюстрировал известный роман испанского писателя, «Страницы испанской тетради», а в ней — стих, понять смысл которого я смогла только после прочтения самого произведения Сервантеса:
Мигеля мать щедра была; С ним вместе двойню родила. Один такой худой, худой, Костлявый, с острой бородой. Открытый взгляд безумных глаз, А на макушке медный таз. Другой родился карапузом, Румяный, толстый, с круглым пузом. Сметлив, хитер, картошкой нос, Курчавой бородой оброс. Один в доспехах и в седле, Другой с котомкой на осле. Один бесстрашно рвется в бой, Дрожит от трусости другой.
Конечно ж, это — о героях романа М. Сервантеса: Дон Кихота и Санчо Панчес. Портреты и черты их характеров невозможно спутать ни с какими другими персонажами. Славный испанец наполнен духом эпохи Возрождения: «Друг, Санчо! Пусть будет тебе известно, что волей неба я родился в наши жестокие времена, лишь бы воскресить золотые»,- раскрывает главный герой романа слуге смысл своих поступков. Под словом «золотой» он имеет ввиду внимание рыцарское, по-настоящему достойное для человека. Дон Кихот воплощает справедливость, человечность, настоящее рыцарство — но живет в эпоху, когда все эти гуманистические ценности испытают насмешки. Жизни оказывается совсем не такой, которой она воображается Дон Кихоту, вот почему какие благородные стремления героя помочь страдальцам приводят к прямо противоположным результатам. Но какое же привлекательное это его стремление к исправлению мира! Дон Кихот борется не за собственные интересы — он захвачен идеей исправления истерзанной действительности. И в этом служении Добру он всегда активен, мужественен и бескорыстен.
Санчо Панчес — так же, как и извне — полнейшая противоположность своему господину: он реально смотрит на жизнь, довольно меркантильно. Сытая, вольготная жизнь — вот его идеал (в отличие от «рыцаря печального образа», который, по словам С. Бродского, «не смог дышать воздухом сытой скуки»). Но, читая роман, мы видим, как Санчо Панчес постепенно проникается («С кем поведешься, того и наберешься?») стремлениями, энтузиазмом и благородством своего господина. И хотя Санчо темный, суеверный, главное, чем привлекает его фигура — это чуткость, человечность, желание служить добру:
Один витает в облаках, И пласт земной в его руках. Другой — тот ходит по земле И мыслит только о себе. Но им дана одна судьба Одна мечта, одна борьба. За правду вечные борцы, Бессмертны эти близнецы.
Деятель английского Возрождения, В. Шекспир, тоже изображал человеческую личность, которая вступает в борьбу с феодальным миром. Его «Ромео и Джульєтта» — виднейший гимн любви. Юноша и девушка из враждующих богатых итальянских семей Монтекки и Капулетти полюбили друг друга. Их любовь — это не только страстное чувство, которое не признает никаких препятствий, но и, как всякая высокая любовь,- чувство, которое бесконечно обогащает душу. Гуманисты Возрождения утверждали, что реальность — самый человек, а не прозвище или какой-либо искусственно наклеенный ярлык (соответственно происхождению или месту в обществе). В самый раз в самом человеке — ее положительные качества и недостатки, все же другое, включая семейные пересказы и родственные обязанности,- второстепенное. «Что есть Монтекки?» — размышляет тринадцатилетняя Джульетта, которая благодаря своему чувству, поднялась к пониманию важных, неминуемых истин.- Разве так звать лицо и плечи, ноги, грудь и руки?».
Любовь Ромео и Джульетты — неудержимая, чистая и героическая — длится лишь несколько дней. Власть и сила не на стороне влюбленных, а на стороне старых форм жизни, где судьбу человека обуславливают не чувства, а деньги, залог, фальшивые понятия о чести семьи. Но, несмотря на то, что герои гибнут, в трагедии торжествуют свет и правда, добро и любовь. В героях произведений М. Сервантеса и В. Шекспира мы видим черты, присущие эпохе Возрождения. Герои действуют в полном соответствии с собственными представлениями об истине, отвечая за каждый свой поступок, соответствующим образом реагируя на противодействие вражеского им мира.
В борьбе за утверждение идеала, жизнь принуждает их одолевать множество препятствий. Это люди деятельные и активные, которые имеют гуманное мышление
Верность идеалам справедливости и гуманизма в произведениях эпохи возрождения