«Видение» анализ стихотворения Тютчева
Стихотворение «Видение», написанное в 1829 году, относится к Философской лирике Ф. Тютчева. Впервые оно было опубликовано в 1829 году в журнале «Галатея», а спустя 25 лет — в журнале «Современник».
Стихотворение относится к «ночным» стихам Тютчева. Оно посвящено изображению огромного мира «сумеречного» состояния Вселенной. Для самого «ночного» русского поэта темное время суток всегда было соблазнительным временем, так как лишь в эти часы вдохновения, когда душа теряет память о дневном существовании, по его мнению, можно подсмотреть таинственную жизнь хаоса.
В «Видении» поэт делает попытку постичь мир человека, сопоставляя его с миром природы. По мнению Тютчева, именно в человеке встречаются две бездны — внешний и внутренний миры, именно человек соединяет и объединяет их в себе. Приверженец романтизма, Тютчев осмысливает само содержание мира как средоточие многообразия, основанного на противоположностях. Реальный мир — лишь небольшая часть Хаоса, той самой бесконечной настоящей реальности, которая одновременно служит человечеству и колыбелью, и могилой.
Ночь, как время «явлений и чудес», уничтожает все преграды между Космосом и Хаосом, предельно обнажая суть вещей.
Поэт-романтик запечатлел в «Видении» движение человеческой души. Он противопоставляет хрупкую, делающую первые шаги душу и вечную, непреходящую материю. При этом парадоксально сумбурная, непонятная, кипящая страстями душа одновременно является и частью хаоса — бесформенной, зыбкой и бурлящей основы мира.
Первобытная стихия хаоса, раскрывающая свою суть лишь в «часы всемирного молчания», позволяет душе осознать всю пропасть, отделяющую ее от божественной жизни. Хаос олицетворяет преодоление всего земного и смертного.
В первой строфе ведущим является Образ сумрака : именно в это время совершается таинство преображения, растворения человеческой души в сумерках. Образ колесницы символизирует человеческую душу, воплощая вечный закон мироздания: как колесница катится в «святилище небес», так и человек движется от начала к концу.
Во второй строфе главенствующим становится Мотив беспредельного и всепоглощающего Хаоса. Образ титана Атласа, держащего небесный свод, символизирует косность тела, мешающего душе жить космической жизнью. Беспамятство поглощает все: время, историю и само бытие, возвращая мир в изначальное состояние.
В этом изначальном царстве вечности живут боги и Муза, видящая тревожные «пророческие сны».
«Видение» представляет собой состоящий из двух строф-четверостиший Ноктюрн. Стиховой строй миниатюры своеобразен и сложен. Стихотворение написано Ямбическими стихами разной длины. В основе метра лежит шестистопный ямб, которым написаны первая, четвертая и пятая строки.
Вторая, третья, шестая и восьмая строки написаны пятистопным ямбом, а седьмая строка — четырехстопным ямбом. Первая строфа имеет перекрестную рифмовку, вторая — охватную .
Стихотворение отличает богатая Поэтическая лексика. Тютчев называет сон «всемирным молчанием», земля с ее обитателями предстает как «живая колесница мироздания». Произведение насыщено словами, обозначающими «высокие» реалии: колесница, небеса, святилище, пророческие сны.
Характерными изобразительными средствами являются создающие яркий, эмоциональный образ ночи Метафоры , Эпитеты , формирующая образ сумрака Аллитерация звука «ч» в первой строфе.
«Видение» открывает всю красоту Космоса, объединяющего хаос и гармонию, и именно в борьбе между этими гранями мироздания и живет человек.
«Видение» анализ стихотворения Тютчева