Видимый миру смех в произведениях Гоголя
Питая ненавистью грудь, Уста вооружив сатирой, Проходит он тернистый путь Своей карающею лирой. Со всех сторон его клянут, И, только труп его увидя, Как много сделал он, поймут, И как любил он — ненавидя! Н. А. Некрасов Н. В. Гоголь — самый яркий, выразительный писатель золотой эпохи русской литературы. Еще до изучения его творчества в Школе читаются гоголевские малороссийские почти народные сказки «Вечера на хуторе близ Диканьки». Они производят сильное впечатление на читателя.
Его окружает мир легенды, мистики, что-то неземное, фантастическое, он путешествует на горбу у ведьмы, водит хороводы под Ивана Купалу с веселыми парубками и «ясноокими дивчинами», любуется украинской природой. Герои произведения — здоровые молодые люди, честные, благородные, любящие жизнь, умеющие преодолевать любые препятствия, даже легко подчинять себе «нечистую силу», появление которой сопровождается лукавой гоголевской усмешкой. Н. В. Гоголь показывает величие человека, веру в силу народа, в конечную победу добра над злом.
Но в своих последующих произведениях писатель выступает уже не как «добродушный юморист», а серьезным, глубоким художником, способным решать жизненно важные вопросы. Дальнейшее развитие творчества Н. В. Гоголя идет уже в другом направлении. «Ревизор» является одним из наиболее ярких драматических произведений отечественной литературы XIX века. Автор продолжает традиции русской сатирической драмы, основы которой были заложены в знаменитой комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». А. С. Пушкин вспоминал: «Как изумились мы этой книгe, которая заставляла нас смеяться, мы, не смеявшиеся со времен Фонвизина!» В своем произведении Н. В. Гоголь показывает мир мелкого и среднего провинциального чиновничества России.
В изображении быта и нравов жителей уездного городишки уже нет места романтике и красоте. Жизнь человека «опутана здесь паутиной мелочных интересов, тут — царство корысти и пошлости». Прочитав первую страницу комедии, сразу погружаешься в размеренную, пустую жизнь чиновников: городничий постоянно берет взятки, но «ведет себя очень солидно и серьезно», почтмейстер, «простодушный до наивности человек», читает чужие письма у себя в конторе, Бобчинский и Добчинский разносят по всему околотку сплетни. Этот замкнутый круг, по которому течет жизнь уездного городка, разрывает молодой человек, случайно появившийся в той местности.
И его, «худенького, тоненького», «двадцати трех лет отроду», «без царя в голове», принимают за ревизора. Какой переполох тут поднялся! Каждый совал в руки мнимого чиновника из Петербурга взятку, да побольше, чтобы проверка обошла стороной его заведение. А он, на деле не имеющий ни денег, ни места, ни положения, осмелился просить руки дочери городничего.
Читатель и зритель от души смеются, следя за кокетством Марьи Антоновны и донжуанством Хлестакова. Но, когда улыбка сходит с лиц, невольно встает вопрос, что кроется за этим кокетством и ухаживаниями. А за ними — приспособленчество, ложь, грязь, деградация. Сам автор указывал, что единственным «честным, благородным лицом» в «Ревизоре» является смех, и это очень грустно, а нам, сегодняшним читателям, грустно вдвойне: пороки, изображенные великим сатириком, увы, оказались так же бессмертны, как и само творение. У каждого художника есть произведение, которое он считает главным делом своей жизни, вкладывает в него самые сокровенные думы.
Для Н. В. Гоголя это были «Мертвые души», поэма, явившаяся, по выражению В. Г. Белинского, произведением, «беспощадно сдергивающим покровы с действительности». Сатира и философские раздумья о судьбе России, ее народа переплетаются здесь воедино. Итак, отправимся вслед за героем поэмы Чичиковым в NN.
Сущность его затеи состояла в том, чтобы скупить несуществующие души и объявить себя миллионщиком. Он посещает различных помещиков, приобретает их умерших крестьян. Молодой интриган побывал у Собакевича, Коробочки, Плюшкина, Манилова, Ноздрева.
Затейливые фамилии, предметы быта, туалета — все отображает нравы, устои, образ жизни помещиков. Мебель огромного Собакевича, будто гордясь, что принадлежит такому хозяину, повторяла его формы: необъятная, несуразная, неуклюжая. Для Коробочки характерны накопительство, стяжательство, у нее все опрятно, чисто, гладко. Но ее «дубинноголовость» не может не вызвать иронической улыбки.
Смех вызывает и Плюшкин, превративший в «прореху на человечестве», и вдохновенное вранье Ноздрева. По внешнему облику владетели поместий все разные, но объединяет их утраченная способность по-настоящему видеть, слышать, думать и все возрастающее стремление приобретать материальные блага, положение в обществе, чины по службе. Человек потерял человеческое лицо. А это уже — страшно.
Чичиков искал «мертвые души» среди ушедших из жизни, но не замечал, что их немало среди живых: «коптитель неба», «увалень, байбак и лежебока» Тентетников; генерал Бетрищев, тупой, грубый солдафон, перенесший в свое имение армейские нравы; помещик Петр Петрович Петух, «барин-арбуз», целью жизни которого явилось стремление больше и вкуснее поесть и закормить любого постороннего человека. В «Мертвых душах» Н. В. Гоголь дерзнул «вызвать наружу все, что-ежеминутно перед очами и чего не зрят равнодушные очи,- всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь». Писателю далеко не безразлична судьба России.
В своих произведениях он, отображая разные стороны человеческого бытия, выражал мечту о будущем Руси, надежду на появление настоящих, «добродетельных» людей, способных спасти страну. Автор взволнованно говорит о том времени, когда «предстанет несметное богатство русского духа… Подымутся русские движения. И увидят, как глубоко заронилось в славянскую природу то, что скользнуло только по природе других народов».
Хочется разделить эту веру с Н. В. Гоголем, что когда-нибудь отношения между людьми будут строиться на глубочайшем уважении к личности, независимо от того, какое место в обществе она занимает, и что не будет среди нас «маленького человека», «униженного и оскорбленного».
Видимый миру смех в произведениях Гоголя