Викторина по произведениям А. С. Пушкина
Викторина проводится по типу телевизионной игры «Умницы и умники». Она способствует формированию у учащихся внимательного отношения к детали в художественном произведении. Викторину можно провести на обобщающем занятии по творчеству А. С. Пушкина или в форме диагностического контроля перед непосредственным изучением произведений А. С. Пушкина.
Правила игры. Викторина состоит из трех этапов, в ходе которых из девяти участников в финал выйдут трое. Финальное состязание определит победителя.
За каждый правильный ответ участнику игры дается визитка. В случае если участник затруднится дать ответ или даст неверный ответ, ведущий обращается к зрителям. Для зрителей, набравших большее количество визиток, можно организовать, по желанию учителя, дополнительный этап. Перед участниками стоит задача определить дорожку, по которой они начнут состязание. Право выбора сначала предоставляется участнику, лучше других справившемуся с заданием.
У первой группы самый короткий путь к победе, участник игры должен ответить лишь на два вопроса, но участник, выбравший короткий путь, не имеет права на ошибку. Участника второй группы ожидают три вопроса, для него допустима одна неточность в ответе. Участникам третьей группы задается четыре вопроса, но они могут ошибиться дважды.
Первый этап
Вопросы для розыгрыша дорожек
Вспомните название произведения А. С. Пушкина, после выхода которого другой прославленный поэт сделал надпись на своем портрете: «Победителю-ученику от побежденного учителя: в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму… 1820 марта 26, великая пятница». Назовите художественные произведения Пушкина, в основу которых легли реальные исторические события. Вспомните фамилию вымышленного автора нескольких повестей писателя, назовите их.
Третья группа
— Согласно описанию, Вы выглядите так: «наружности замечательной: лет сорока от роду, росту среднего, худощав и широкоплеч». Лицо Ваше «имело выражение довольно приятное, но плутовское». Вы себя узнали? Представьтесь.
1. — Уважаемый атаман, о чем извещали Вы жителей Белогорской крепости в воззвании, писанном полуграмотным казаком?
2. — Вспомните, уважаемый, как нелестно отвечал Вам комендант на Ваш вопрос: «Как ты смел противиться мне, своему государю?»
3. — Почему Вы отпустили Петра Гринева в Оренбург, хотя он не был добр с Вами?
4. — Напомните нам сказку старой калмычки. С какой целью Вы рассказали ее спутнику?
Вторая группа
— Согласно авторскому замечанию, Вы женщина немолодая, но «прехрабрая дама». О таких говорят: «неробкого десятка». Вы узнали себя?
1. — Потрудитесь вспомнить, за каким занятием застал Вас Петр Андреевич Гринев во время приезда в крепость?
2. — Как Вы определили приданое дочери?
3. — Каким образом Иван Кузьмич выпроводил Вас с Машей к попадье?
Первая группа
— Вы персона лет сорока, обладательница «приятного голоса, но властного». Лицо Ваше «полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую». Назовите себя.
1. — Будьте добры, напомните нам, какой породы Ваша любимая собачка?
2. — В беседе с Марьей Ивановной вы сказали: «Я рада, что смогла сдержать свое слово и исполнить вашу просьбу». Объясните, пожалуйста, в чем заключалась просьба девицы Мироновой и как Вы ее исполнили?
Второй этап
Задание для розыгрыша дорожек
Назовите известные Вам русские города, связанные с жизнью и творчеством А. С. Пушкина.
Третья группа
— Вы молодой человек, воспитывающийся в Кадетском корпусе, служили корнетом в гвардии, волей судьбы вынуждены вернуться в имение отца, где Вас ждали преобразования. Назовите себя.
1. — Уважаемый Владимир Андреевич, сколько Вам лет?
2. — Назовите отличительные черты атамана Дубровского.
3. — Каковы были Ваши тайные намерения при посещении дома Троекуровых?
4. — Что увидел охваченный глубоким горем молодой Дубровский, приближаясь к дому после похорон отца? («Навстречу Дубровскому попался поп со своим причетом. Мысль о несчастливом предзнаменовании пришла ему в голову. Приближаясь, увидел он множество народа; крестьяне и дворовые люди толпились на барском дворе.
Издали услышал Владимир необыкновенный шум и говор. Суд приехал».)
Вторая группа
— Вы старинный русский барин, владелец дома, всегда «полного гостями», человек малообразованный, избалованный своим окружением, большой волокита за девушками. «Его богатства, знатный род и связи давали ему большой вес в губернии. Губернские чиновники трепетали при его имени».
1. — Зачем Вам, любезный Кирила Петрович, огромное количество собак ?
2. — Каковы были благородные увеселения русского барина Троекурова?
3. — Чем Вы, уважаемый Кирила Петрович, наводили «страх на губернию»?
Первая группа
— Вы являетесь предметом внимания и интереса в своем кругу. Воспитывались Вы в аристократических предрассудках, редко появляетесь на обедах среди гостей, читаете Сочинения французских писателей XVIII века. У Вас нет подруг, Вы привыкли к одиночеству и уединению. Кто Вы, милая барышня?
1. — Вам интересны музыкальные уроки господина Дефоржа. На каком музыкальном инструменте Вы себе аккомпанируете?
2. — Вспомните свое объяснение с отцом. Ваша душа разрывается от горя. Вы умоляете Кирилу Петровича не отдавать Вас замуж за нелюбимого. «Папенька, вам без меня будет грустно, еще грустнее, когда…» Продолжите фразу. .
Третий этап
Задание для розыгрыша дорожек
Придумайте название газете, которая бы выходила в губернском городе, и напишите заметку о розыске молодого разбойника Владимира Дубровского.
Третья группа
— Молодой человек, Вы инженер, небогаты. По замечанию автора, Вы «имели сильные страсти и огненное воображение, но твердость спасла Вас от обыкновенных заблуждений молодости». Вас занимали карты, но Вы никогда не играли. Представьтесь.
1. — Так почему же, уважаемый Германн, Вы любили карты, но «отроду не брали карты в руки»?
2. — Германн, Вы писали страстные письма Лизавете Ивановне. Скажите честно, Вы сами сочиняли их?
3. — Знаете ли Вы, с кем сравнивал Вас Томский? Назовите.
4. — Какие «три злодейства» на Вашей совести?
Вторая группа
— По характеристике автора, Вы «пренесчастное создание», молодая девушка, вынужденная терпеть капризы избалованной княгини, ее холодный эгоизм. Вы были «домашней мученицей». Вы…
1. — Что заставило Вас откликнуться на любовь Германна?
2. — Скажите, почему, когда Томский хотел представить графине своего приятеля, Вы решили, что тот инженер?
3. — Чем Вы занимались, когда впервые увидели Германна?
Первая группа
— Вам, уважаемый князь, около пятидесяти, но «наружность ваша была приятна, замечательна», некогда Вы блистали в свете и были любезны с женщинами. Вы богаты, но холосты и вынуждены скучать в деревне. Информация исчерпывающая, чтобы угадать Ваше имя.
1. — Вы долгое время жили за границей. Какой отпечаток это наложило на Ваш быт?
2. — Известно, что в имении Троекурова много примечательного, чем гордился хозяин. Но что же более всего поразило Вас?
Финал
Вопросы и задания для розыгрыша дорожек
Назовите произведения Пушкина, где одну из главных героинь зовут Мария. . Какую русскую народную песню Пушкин дважды использует в своих произведениях? Вспомните общее название произведений Пушкина, Лермонтова, Толстого.
Третья группа
— Вы сержант Семеновского полка, воспитывались дома под надзором дядьки, поэтому знали «русскую грамоту и могли судить о свойствах борзого кобеля». Служить же Вас отправили в яицкие степи. Представьтесь.
1. — Вы заявили: «Итак, все мои блестящие надежды рушились!» Что же Вы имели в виду?
2. — Любили ли Вы в детстве науку географию?
3. — Что привлекло Вас в Пугачеве?
4. — Пугачев предложил Вам присягнуть на верность ему. Напомните, что Вы ему ответили.
Вторая группа
— Вы «молодой офицер невысокого роста с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым». Представьтесь.
1. — Почему Вы, молодой человек, офицер, вынуждены проводить дни своей молодости в далекой крепости?
2. — Почему Марья Ивановна решила, что Вы зачинщик ссоры с Гриневым? .
3. — Петр Гринев называл Вас злодеем, но в Вашем характере есть одно светлое «пятнышко». Какое?
Первая группа
— Вам около восемнадцати лет, девушка на выданье, Вы круглолица, румяна, очень скромна, робка. Кто Вы?
1. — Почему Пугачев освободил вас?
2. — Почему императрица была к Вам милосердна?
Подводятся итоги, объявляется победитель викторины, вручается визитка «Лучший знаток творчества Пушкина».
Викторина по произведениям А. С. Пушкина