Вилли Бредель, Ганс Мархвица, Отто Готше
Их вклад в литературу Германии состоит прежде всего в отображении исторического самосознания борющегося пролетариата и в развитии традиций пролетарско-революционной литературы, из которой они пришли.
В. Бредель и Г. Мархвица продолжили свои начатые еще в эмиграции романы, посвященные событиям недавнего прошлого. За романом Бределя «Отцы» (1943) — первая часть трилогии «Родные и знакомые» — последовали романы «Сыновья» (1949-1952) и «Внуки» (1953).
На примере жизненного пути внука Хардекопфа Вальтера Брентена, которому удается сделать реальной революционной программой иллюзорную мечту своего деда о «народном социалистическом государстве», на примере его родных и знакомых повествуется о возможностях и перспективах победы над империализмом. Горький урок, который вынес Брентен от общения с заблуждающимися соратниками по классовой борьбе, столкновение с социал-демократическими реформаторами и фашистским варварством, но, главное, живые свидетельства международной солидарности и крепнущих сил, противостоящих войне и фашизму, позволяют читателю лучше понять исторические события и правильно усвоить итоги недавнего прошлого.
В рассказах «Молчащая деревня» (1949) и очерке «Пятьдесят дней» (1950) Вилли Бредель обратился к современной тематике, в своей же биографии Эрнста Тельмана («Эрнст Тельман. Опыт политической биографии», 1948; двухсерийный фильм о Тельмане: «Эрнст Тельман — сын своего класса»,
1963, и «Эрнст Тельман — вождь своего класса», 1955) он стремился рассказать современникам об истории.
Трехтомный роман «Новая глава» (1959-1964), отличающийся свободной композиционной формой, имеет несомненный автобиографический характер.
В центре романа находится писатель Петер Бойзен, вернувшийся после войны из Советского Союза, где он был в эмиграции, в Росток и Шверин и старающийся наладить демократическое самоуправление, преодолеть крайнюю нужду здешнего края. Многочисленные эпизоды его работы рассказывают о том, как постепенно искоренялось наследие фашизма, как люди стряхивали с себя скепсис и летаргию, как завязывались дружеские отношения между немцами и советскими людьми и как шла борьба с непримиримыми реакционерами.
Роман Ганса Мархвицы «Моя юность» (1947) был одной из первых послевоенных книг, рассказывавших немецкому читателю о мыслях и чувствах рабочего паренька, о жизни пролетарских кварталов во времена кайзеровской Германии. За романом «Кумиаки» последовали в 1952 году роман «Возвращение Кумиаков» и в
1959 году «Кумиаки и их дети». Последний роман вобрал в себя многое из опыта первого десятилетия литературы Германии.
В трилогии о Кумиаках Мархвица подробно рассказывает о противоречивых взаимосвязях между индивидуальными характерами и социальными условиями. Петера Кумиака — роман повествует в основном о его судьбе — происходящие события ставят перед необходимостью вновь и вновь делать выбор. Хотя он и сложился как личность и принадлежит к числу тех, кто после 1945 года осуществляет власть трудящихся, однако его развитие — это соответствует личностной и исторической концепции Мархвицы — не может быть завершено окончательно. В последнем томе трилогии Кумиак становится вначале новоселом в деревне, а затем партработником в каменноугольном районе Эльсниц. Мархвица пишет о том, что он хорошо знает, и поэтому его романы отличаются большой достоверностью. Характерной приметой для произведения писателя, который прежде неизменно изображал противоречие между капиталистической эксплуатацией и творческими устремлениями человека, явилась новая тема освобожденного труда, содействующего развитию личности как главного героя, так и других персонажей. Менее убедительным оказался роман «Чугун» (1955, 299).
Отто Готше, сражавшийся в период с 1933 года по 1945 год в рядах антифашистского Сопротивления, смог вернуться к литературной работе лишь после освобождения Германии. Воспользовавшись прекрасным знанием материала — Готше руководил проведением земельной реформы в округе Мер-зебург, — он написал роман «Глубокие борозды», оказавший значительное влияние на многих писателей, обращавшихся к теме революционных преобразований в деревне.
В романе рассказывается о проведении земельной реформы в одной из мансфельдских деревень. Яркие сцены и эпизоды деревенской жизни чередуются в романе с очерково-публицистическими фрагментами.
В своих последующих книгах Готше также стремится к тому, чтобы помочь читателю осознать политические и экономические перемены, происходящие в стране. Основные темы романа «Весенние грозы» (122) были продолжены писателем во второй части дилогии, опубликованной в 1971 году. Романы «Между ночью и утром» (1955), «Криворожское знамя» (1959) и «Наш маленький трубач» (1961), а также рассказы Готше посвящены борьбе пролетариата в Мансфельде. Пережитое самим автором и услышанное от других, реальные события и художественный вымысел сплетаются в напряженный сюжет, призванный передать опыт старшего поколения молодым. В 1967 году вышел роман Готше «Жизнь сильнее».
Вилли Бредель, Ганс Мархвица, Отто Готше