Вильям Шекспир (1564-1616): сведения о жизни писателя. Краткая характеристика эпохи Возрождения
Цель: познакомить учащихся с основными событиями жизни драматурга и (лаконично) с понятием «эпоха Возрождения»; совершенствовать навыки работы с текстом и конспектирования; актуализировать знания о родах и видах литературы. Оборудование: схема «Роды и виды литературы»; портрет В. Шекспира; 5-6 разрезанных на фрагменты открыток-репродукций картин художников эпохи Возрождения.
Не хвастай, время, властью надо мной! В. Шекспир I. Постановка целей и задач урока II. Работа над темой урока 1. Слово учителя (Основную информацию учащиеся записывают в тетради.
) — Какие слова-доминанты вы можете выделить в эпиграфе к сегодняшнему уроку? (Время, власть). Перенесемся же в Англию и поговорим о ТОМ времени и его ярких представителях, одним из которых и являлся В.
Шекспир. Вильям Шекспир был деятелем эпохи Возрождения, которая в европейских странах пришлась на XV-XVI века. В это время росли города и зарождалась буржуазия, пришедшая на смену средневековым феодалам. Люди с новыми взглядами были убеждены, что самую большую ценность на земле представляет человек. Такие люди назывались гуманистами.
Подкрепление своим идеям гуманисты — писатели и художники — находили в античном искусстве и литературе, изображавших прекрасного и сильного человека. Они как бы возродили античную культуру. Отсюда и название всей эпохи — Возрождение. Шекспир изображал в своих произведениях свободную человеческую личность. Свет и правда, добро и любовь торжествуют у него даже тогда, когда сами герои гибнут. 2.
Проблемный вопрос Можете ли вы назвать «коллег» Шекспира по мировоззрению — творцов, работавших в других областях искусства в других странах? Какие их произведения вам известны? (Можно дать задание по «реставрации поврежденных шедевров»: предложить группам ребят из разрозненных фрагментов — репродукции картин художников заранее разрезаны на 6-8 частей — «собрать» картину целиком, назвать ее автора и сказать несколько слов о характере его творчества.) 3. Сообщение учащихся 1-й учащийся. Герб дома Шекспира имел форму щита, пересекаемого по диагонали копьем; поверх щита на венке стоит сокол, держащий одной поднятой лапкой копье.
Сокол является символом близости к королевской семье. Остальная символика щита соответствует смысловому значению имени Шекспира (Shakespeare) — «потрясающий копьем». Хотя отец Шекспира был женат на дворянке, звание жены не переходило ни к мужу, ни к сыну.
Шекспир настойчиво добивался герба — для упрочения собственного социального статуса и права называться джентльменом. 2-й учащийся. Уильям Шекспир (1564-1616) — один из величайших писателей и самых загадочных людей в истории человечества. Более полутора веков литературоведы всех стран, разделившись на два лагеря, ожесточенно спорят: был ли Уильям Шекспир из Стратфорда-на-Эйвоне автором бессмертных пьес и сонетов? В разное время претендентами на «его роль» выдвигали Фрэнсиса Бэкона; Эдварда де Вера, семнадцатого графа Оксфорда; Кристофера Марло; Роджера Мэннерса, пятого графа Ретленда и других. Их сторонники полагают: почти все, что известно о жизни Шекспира, противоречит необъятной гениальности его литературного наследства.
4. Продолжение слова учителя — Действительно, жизнь Шекспира мало известна. Он родился в маленьком английском городке Стратфорд-на-Эйвоне в семье зажиточного горожанина. Но уже в школе Шекспир сам зарабатывал себе на жизнь, сначала в родном городе, потом в Лондоне, куда его привела страсть к театру. Здесь он становится актером театра «Глобус» и драма тургом. Наследие Шекспира составляет 37 пьес, две поэмы и 154 сонета. Пьесы по жанрам весьма разнообразны (обращение к схеме): это и комедии, и трагедии, и исторические драмы (хроники). Что же представлял собой театр эпохи Шекспира?.. 5. Сообщение учащегося — Одним из излюбленных развлечений того времени был театр, являвшийся подлинно народным искусством. Театры строились в пригородах, подчас рядом с аренами петушиных боев, неподалеку от таверн и публичных домов. Труппы были невелики, обычно ядро составляли 6-8 актеров. Актрис во времена Шекспира еще не было, и вообще профессия актера была сравнительно новой. III. Подведение итогов урока IV. Домашнее задание
Перечитав I акт «Ромео и Джульетты», охарактеризовать место и время действия трагедии, а также ответить, в чем заключается суть конфликта; пересказать начало 1 сцены I акта (перевод текста произведения из драматического плана в эпический); прочитавшим пьесу целиком быть готовыми поделиться впечатлениями. Переменка В Лондонском театре «Глобус», построенном на месте того самого, где впервые увидели свет многие пьесы Шекспира, каждый желающий может сыграть роль в одной из пьес знаменитого драматурга. После реконструкции здесь установлены интерактивные кабинки караоке. Посетитель выбирает себе одну из 8-ми самых известных сцен, на экране появляется соответствующий текст, и нужно лишь своевременно декламировать слова «своего» героя. Другие роли исполняют актеры, чьи реплики записаны заранее. Когда сцена кончится, можно прослушать, как вы и ваши «коллеги» справились с поставленной задачей. Новая услуга пользуется огромным спросом, и это неудивительно: ведь сам Шекспир заметил, что весь мир — театр.
Вильям Шекспир (1564-1616): сведения о жизни писателя. Краткая характеристика эпохи Возрождения