Винниченко — прозаик от божьей милости
«Прозаик от божьей милости», как называли Винниченко, имел еще и незаурядный дар драматурга. В наше время исподволь, осторожно и немного боязливо поворачивается к зрителям театр Винниченко. На киевских сценах поставлены пьесы «Пригвозденные», «Грех», спектакль «Момент» , театры Львова представили зрителям «Закон», «Между двух сил» и драму «Черная Пантера и Белый Медведь».
По последней, был снят фильм, который недавно демонстрировался по украинскому телевидению. В творческом наследии В. Винниченко свыше двух десятков пьес. Уже с 1909 года пьесы Винниченко были в репертуаре украинских и русских театров, а со временем «Черная Пантера и Белый Медведь», «Вранье», «Грех» длительное время не сходили со сцен Берлина, Дрездена, Лейпцига, Рима.
А на родине писателя из всего творческого задела именно драматургия более всего подвергалась критике: от увлечения и гордости, «что в лице Винниченко мы, украинцы, выходим на мировую арену». Одни ощущали, что пьесы Винниченко «открывали XX век» украинской драматургии, а другие усматривали в этих же пьесах лишь «копошение в психике». Драмы Владимира Винниченко — это стихия, бунт, вызов самой жизни. Смелостью тематики драматург часто, по мнению критики, выходил за рамки дозволенного.
Руководствуясь моим, известным принципом «честности с собой», как и знаменитым выражением Шопенгауера: «Философу, как и поэту, мораль не должна закрывать правды», Винниченко поднимает занавес самых тайных уголков психологии и проводит эксперименты на человеческой душе. Часто, еще до публикаций на украинском языке, произведения талантливого мастера слова печатались и выходили на разных языках: русском, английском, французском, чешском, итальянском, румынском, норвежском, голландском, немецком, еврейском, польском, болгарском татарском. Но в 1951 году его произведения перестали издавать, забивали ими полки спецфондов, а часто и просто уничтожали.
А сам писатель превратился в «старого волка украинской контрреволюции», руки которого «запятнаны кровью украинском, а особенно русского трудового народа», а все творчество расценивалось как «реакционная писанина».
Как же немилосердна жестокая судьба: уже жизнь прошла в арестах, заключениях, борьбе, поиске, готовности отдать жизнь за «темный, посоловевший от всяких исторических дурманов» народ, А самое страшное — забвение потомков . Винниченко приютила французская земля, но сердце его осталось в Украине. Находясь на чужбине писатель ощущает себя ответственным за судьбу родного народа и родной земли. Следует вспомнить острые выступления против чрезмерной централизации экономической и политической жизни, неистового роста и засилие бюрократизма, отмирание идеалов революции, сталинского террора, запланированного голода в Украине. Внимательно следил писатель за жизнью в Украине, до последних дней он лелеял мечту о возвращении.
Дневниковые записи рассказывают о тех страшных мучениях ностальгии: оторванность от жизни, одиночество и невероятная тоска, печаль, боль были таким испытанием, что «даже если бы ради прибытия на Украину необходимо было бы круглый год идти пешком, с удовольствием согласился бы».
Закончить рассказ может справедливыми словами критика И. Борщака: «Произведения Винниченко охотно будут читать и тогда, когда его уже не будет на земле. Гете был прав, что чертой настоящего таланта является посмертное увеличение круга его читателей».
Винниченко — прозаик от божьей милости