«Вишневый сад» как вершина драматургии А. П. Чехова
Пьеса «Вишневый сад» была написана Чеховым в 1903 году, когда все сословия в России ощущали определенную неудовлетворенность жизнью, ждали крупных и решительных общественных перемен. И в своем последнем произведении Чехов размышляет о судьбе России, ее будущем. «Вишневый сад» называют лебединой песней писателя, и в этом произведении особенно полно проявилось его новаторство.
Сюжет пьесы довольно несложен, поскольку все действия разворачиваются вокруг вопроса, кому достанется вишневый сад. Этот образ-символ сада объединяет вокруг себя героев пьесы, поскольку является своеобразным воплощением их прошлой, настоящей или будущей жизни. По мере развития сюжета постепенно раскрываются и характер персонажей пьесы, и эта неспешность, неторопливость позволяет автору показать внутреннюю конфликтность человеческой души.
У Раневской с вишневым садом связано все важное и значительное в ее личной жизни: воспоминания о матери и о своем детстве, о смерти любимого ребенка, о собственной запутанности и поисках выхода: «Ведь я родилась здесь… здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот Дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продать, то продавайте и меня вместе с садом». Добрая, по-детски наивная и какая-то беспомощная, Раневская, кажется, больше всех остальных обеспокоена продажей дома с садом за долги, но ни она, ни ее мечтательный и такой же сентиментальный брат Гаев не предпринимают решительно ничего, чтобы избежать этой продажи. Их поступки иногда нелепы, иногда забавны, но и им присуща особенность, свойственная почти всем героям пьесы: органичное соединение комического и трагического.
У Раневской и Гаева это происходит оттого, что они уже отжили свой век, их время заканчивается, и это можно почувствовать по их речи, поведению.
Сложен и противоречив образ Лопахина, который становится новым хозяином сада и дома. Этому человеку присущи многие черты нового времени: деловая хватка, сметливость, сообразительность. Но он в то же время добр, умеет сопереживать, поскольку настойчиво предлагает Гаеву и Раневской единственный, на его взгляд, хоть и кощунственный для них, способ спасения родового имения: сад вырубить, а землю разбить на дачные участки. Имея «тонкую, нежную душу», Лопахин поневоле становится дельцом, «хищным зверем», ведь его предки были крепостными, у него нет крепкой, надежной опоры под ногами, поскольку он сам отвечает за себя.
Его надежда, его спасение — постоянный труд.
Будущее представлено в пьесе в образах Пети Трофимова и Ани. Петя — честный, трудолюбивый студент, но он обладает, и комическими чертами. Не зря же его награждают прозвищами «недотепа», «облезлый барин». Однако именно он, со своими новыми взглядами, раскрывает Ане страшную и трагичную сторону поэзии вишневого сада, рассказывая о ее предках-крепостниках.
И Аня принимает его сторону, готовясь к будущей борьбе и труду, которые помогут ей построить новую, лучшую жизнь: «Мы посадим новый сад, роскошнее этого… Здравствуй, новая жизнь!»
Все герои «Вишневого сада» изображены автором с легкой насмешкой, но без сарказма. Однако, несмотря на то что сам Чехов считал пьесу «комедией, местами даже фарсом», в ней присутствуют и глубоко лирические, и социально-психологические, и остродраматические моменты, которые заставляют нас временами воспринимать пьесу как трагедию. Но именно это и делает пьесу «Вишневый сад» не просто новаторской, но и вневременной, благодаря чему она и сегодня не сходит с подмостков театров.
«Вишневый сад» как вершина драматургии А. П. Чехова