• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Новые сочинения > Владимир Маяковский. Трагедия. Раннее творчество. Особенности поэтики

 

Владимир Маяковский. Трагедия. Раннее творчество. Особенности поэтики

Свою автобиографию В. Маяковский озаглавил «Я сам» и начал ее словами: «Я — поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу. Об остальном — только если это отстоялось словом». Глава, процитированная нами, названа Маяковским «Тема». Если вспомнить, что окончательный текст «Я сам» сложился в 1928 г., то можно сказать, что тема «Я — поэт» — это тема всей жизни Маяковского. Б. Пастернак, считавший Маяковского своим учителем, в своей книге «Охранная грамота» писал, что в поэзии Маяковского его поражала гениальная и мучительная полнота обнажения внутреннего мира, трагическая искренность, отличавшая все ранние произведения поэта. Имея в виду трагедию «Владимир Маяковский», Б. Пастернак пишет: «Искусство называлось трагедией. Трагедия называлась «Владимир Маяковский». Заглавье скрывало гениально простое открытье, что поэт не автор, но — предмет лирики, от первого лица обращающийся к миру. Заглавие было не именем сочинителя, а фамилией содержанья».

Раннее творчество. Особенности поэтики. «Владимир Маяковский. Трагедия» (1913) — это первое крупное произведение поэта. Уже в «Прологе» к трагедии Маяковский объясняет, как видит он свою миссию, и первое, что в ней оказывается значимым,- это жертвенность во имя будущего и служение людям, исцеление их от душевной немоты. При этом Маяковский открыто возводит свой образ поэта к фигуре Христа. Это принципиально важная в художественном мире Маяковского параллель, и даже часто встречающаяся у него мысль о самоубийстве в ранних поэмах и в трагедии «Владимир Маяковский» соотносится с христианской идеей добровольного принесения себя в жертву.

Подробнее вглядимся в текст «Пролога»: Вам ли понять, почему я, спокойный, насмешек грозою душу на блюде несу к обеду идущих лет.

Здесь образ души на блюде напоминает о гибели Иоанна Крестителя, голову которого на блюде получила в дар за свой танец Саломея — падчерица царя Ирода Антипы. Так аналогия «поэт — Христос» дополняется еще аналогией «поэт — Иоанн Креститель, предтеча». В контексте футуристической позиции Маяковского его видение поэта как жертвенного предтечи будущего очень значимо. Продолжаем читать «Пролог»:

С небритой щеки площадей стекая ненужной слезою, я, быть может, последний поэт.

Здесь появляется другая важная для всей поэзии Маяковского мысль о связи своего поэтического бытия с городом, то есть с современной цивилизацией и с ее трагедиями-таков самый общий смысл мощного метафорического образа города-лица, щекой которому служит шероховатая поверхность площади и на котором поэт видит себя как слезу. «Ненужной» эта слеза названа тоже не случайно: одиночество человека в обезличенной городской толпе и ненужность гуманных порывов и чувств в жестко прагматической жизни «адища города» («Адище города»- название одного из стихотворений В. Маяковского) — это один из ведущих мотивов поэзии не только раннего Маяковского, но и многих поэтов XX в. Гипертрофированное же переживание одиночества и своей ненужности-это также одна из наиболее очевидных черт лирического героя Маяковского.

В «Прологе» к трагедии, после ряда жутковато-экспрессионистских метафор, так или иначе передающих апокалиптическое ощущение, следует прямая цитата из Нагорной проповеди: «Придите все ко мне»,- и расшифровывается, что те «малые», «труждающиеся и обремененные», к которым обращался Христос, у Маяковского — люди современной цивилизации, не имеющие языка для выражения своей души и ее боли. Их исцеление поэтическим словом — та миссия, выполнив которую, поэт — царь и бог,- добровольно уничижаясь, принесет себя в жертву.

Вера в поэзию как великую силу, преображающую мир, и в поэта как чудотворца, способного своим словом пересоздать жизнь, пронизывает все творчество Маяковского. Она лежит и в основе его концепции будетлянства, и в основе его странной, на первый взгляд, позиции постановки своего поэтического дара «на службу» революции, когда Маяковский, «наступая на горло собственной песне», рисует агитплакаты с частушечными подписями для «Окон РОСТА» или в годы нэпа пишет рекламные стишки, вроде «Нигде кроме, как в Моссельпроме».

Всесилие художника, способного «смазать карту будня», утверждается уже в одном из первых стихотворений Маяковского, в «А вы могли бы?» (1913). Всесилие поэтического слова становится темой и последнего, «предсмертного и бессмертного документа» (Б. Пастернак) — незавершенной поэмы «Во весь голос». Столь высокий статус поэтического слова превращает поэта, носителя этого слова, — в пророка, мессию; и здесь Маяковский, бунтовавший против окаменелых традиций, становится продолжателем подлинной, живой традиции священного отношения к поэзии. Герой Маяковского, приравнивающий себя то к Христу («Видите — гвоздями слов прибит к бумаге я»), то к Иоанну Предтече, то называющий себя «сегодняшнего дня крикогубым Заратустрой», то есть проповедником религии сверхчеловека (молодой Маяковский увлеченно читал Ф. Ницше), выступает прямым наследником пушкинского «Пророка».

Но все священные мотивы и образы Маяковского так или иначе связаны с его будетлянством — утопическим видением идеального будущего, противопоставленного мертвенности и пошлости сегодняшнего дня. «Сверхчеловек» для Маяковского — это человек будущего, «будетлянин», предтечей прихода которого в мир и мыслит себя герой Маяковского. И группа поэтов-«гилейцев», «будетлян», стоящих «на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования», виделась Маяковскому как некое братство сторонников еще не завоевавшей мир, но истинной веры. Отсюда — непреодолимая ненависть к прошлому и ко всему косному, застывшему — в настоящем. Обращаясь к этому миру торжествующей пошлости и «мертвечины», Маяковский беспощаден: «Вам!», «Нате!» — сами названия стихотворений звучат как оплеухи — под стать названию будетлянского манифеста, в создании которого Маяковский принимал самое активное участие,- «Пощечина общественному вкусу». В этих текстах, пронизанных пафосом яростного неприятия и осмеяния уродств современной жизни, уже дает о себе знать не только Маяковский-лирик, но и Маяковский-сатирик. Сатирическое начало разовьется в самую живую черту поэзии позднего В. Маяковского — сатирические комедии «Клоп» и «Баня» станут непревзойденными образцами этого жанра для всей русской литературы XX в.

Татьяна Пахарева кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Киевского национального педагогического университета им. М. П. Драгоманова



Владимир Маяковский. Трагедия. Раннее творчество. Особенности поэтики

Другие сочинения по теме:

  1. Маяковский Владимир Владимирович МАЯКОВСКИЙ Маяковский Владимир Владимирович МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович (1893-1930) , русский поэт. В дореволюционном творчестве форсированная до крика исповедь поэта, воспринимающего действительность...
  2. Доклад о поэте Владимир Владимирович Маяковский Владимир Владимирович Маяковский — поэт-новатор, драматург, публицист, художник, творец оригинальной системы стихосложения, которая заметно повлияла на развитие модернистской поэзии XX...
  3. Краткое содержание трагедии Маяковского «Владимир Маяковский» Ы Обращаясь к толпе, В. Маяковский пытается объяснить, почему он несет свою душу на блюде к обеду идущих лет. Стекая...
  4. Опорные понятия по теме «Творчество В. Маяковского» По теме «Творчество В. Маяковского» предполагается дать определения и краткие характеристики следующим понятиям: «лирический герой», «остранение», «пафос», «метафора», «тоническая система...
  5. Маяковский «о месте поэта в рабочем Маяковский «о месте поэта в рабочем строю» На рубеже нового периода в жизни страны и в своем собственном творчестве у...
  6. Маяковский о назначении поэта и поэзии Нет, пожалуй, в мире Маяковский о назначении поэта и поэзии Нет, пожалуй, в мире ни одного поэта, который бы не писал о задачах поэзии....
  7. Вам завещаю сад фруктовый моей великой души (Маяковский) После похорон В. Маяковского Марина Цветаева напишет: «Боюсь, что, несмотря на народные похороны, на все уважение ему, весь плач по...
  8. Маяковский и революция «О, четырежды славься, благословенная! «; — такими Маяковский и революция «О, четырежды славься, благословенная! » — такими словами встретил Маяковский Великую Октябрьскую социалистическую революцию. С Октября 1917...
  9. «Революцией мобилизованный и призванный» (Образ поэта в лирике В. В. Маяковского.) Маяковский В. В «Революцией мобилизованный и призванный» (Образ поэта в лирике В. В. Маяковского.) В автобиографии «Я сам» под заголовком «Октябрь» Маяковский пишет:...
  10. Раннее творчество Томаса Манна Среди писателей, дебютировавших в конце XIX — начале XX веков, особенно выделяются авторы, обретшие всемирную известность, ибо они нашли творческие...
  11. Я поэт. Этим и интересен. В. Маяковский Маяковский поражает. Маяковский отталкивает. Маяковский привлекает. Маяковский — лирик. Маяковский — наглец. И это еще не все. Многое можно сказать...
  12. Мой Маяковский Маяковский В. В Мой Маяковский Мое знакомство с Маяковским состоялось много лет назад. Тогда это было для меня чем-то громадным, непонятным и нескладным....
  13. Поэтическое бунтарство Владимира Маяковского I. Владимир Маяковский — лидер русского футуризма. (В. Маяковский — один из основателей и ярчайший поэт русского футуризма.) II. Футуризм...
  14. Стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»;. (Восприятие, истолкование, оценка.) Маяковский В. В Стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». (Восприятие, истолкование, оценка.) Почему-то Владимира Маяковского принято считать поэтом политического, агитационного и...
  15. Русский придворный театр и драматургия второй половины 17 века: традиции, истоки, особенности поэтики 17 век — век народных движений и народных возмущений. Народ, принимавший значительно более активное участие в общественной жизни, чем это...
  16. Древнегреческая лирика и ее особенности. Творчество Тиртея Цель: Ознакомить с особенностями древнегреческой лирики, ее жанрами, главными представителями; заинтересовать личностью Тиртея, его поэзией; узнать о значении слова Элегия;...
  17. Композиция, посвященная Сергею Есенину. Есенин, Маяковский, Маклашевская Маклашевская. С Маяковским я встречалась раза три, почти мельком. Но у меня осталось чувство, что он умеет внимательно и доброжелательно...
  18. Трагедия Пушкина «Борис Годунов»: характеры; особенности историзма; драматургическое новаторство Идейный и литературный замысел и идейное содержание трагедии «Борис Годунов» определили ее художественные особенности: композицию, реализм образов, историзм в воспроизведении...
  19. Феофан Прокопович и его драма «Владимир» Феофан Прокопович — один из ярких представителей античной драматургии. Ф. Прокопович — писатель и просветитель конца XVII — начала XVIII...
  20. Ассоциативная образность как ведущий принцип поэтики П. Целана Кровавые социальные трагедии ХХ века, ужасные события Второй мировой войны сформировали мировоззрение, которое называют «апокалипсическим». Один из главных тезисов творчества...
« В поединке Обломова и Штольца не может быть победителя
Отклики современников о Шиллере »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения