Влияние творчества Шевченко на развитие литературы
Великий украинский писатель, человек с необыкновенной, тяжелой судьбой, с мировой славой поэта-правдолюбца — это Тарас Шевченко. Его мысли понятные всем угнетенным, всем тем, кто хочет свободной, радостной и счастливой жизни. Почему же поэзия Шевченко имеет не только национальное, но и мировое значение? Творчество поэта-демократа в большой мере решило дальнейшее развитие украинской литературы, так как не было ни одного известного писателя второй половины XIX — начала XX ст., который бы не ощутил влияние Т. Шевченко. Максим Рыльский отмечал, что «как пушкинский реализм просвещал путь русской литературе, так реализм Шевченко просвещал путь украинской литературе».
Своим славным сборником «Кобзарь» он начал новую эпоху не только в истории украинской литературы, а и в духовности. Мысли Шевченко-поэта, борца-революционера всегда обращенные к будущему, они вдохновят новые поколения. Этот человек всегда служил правде и боролся за счастливое будущее своего народа. И оружием в этой борьбе поэт сделал слово:
Возвеличу Малых тех рабов немых! Я на стороже вокруг их Поставлю слово.
И действительно, к тому времени процесс становления новой украинской литературы происходил одновременно с процессом развития науки и культуры. А произведения Т. Шевченко являются образцами глубокой народности, критического реализма. В литературе появляются новые герои: крестьяне-протестанты — бунтари, повстанцы, борцы против феодального гнета. Литература обогатилась новыми жанрами: лиро-эпическая поэма, политическая поэзия, рассказ и повесть…
Он был основоположником критического реализма и в украинском изобразительном искусстве. Его замечательные картины, рисунки, гравюры учили других правдиво и многогранно отбивать современную действительность. Ценность художественных произведений заключается в остром разоблачительном содержании, четкой социальной направленности. И в своих бессмертных стихотворениях, и в живописных полотнах Шевченко пропагандировал светлые идеалы свободы, равенства; призывал народ к борьбе против всех угнетателей простого народа, этим самым влияя на развитие и литературы, и искусство, и духовную культуру. Жизнь женщины в крепостническом обществе была невыносимой. Дома она выполняла всю домашнюю работу и терпела семейный гнет, а на барщине работала без отдыха.
На барщине пшеницу жала, Устала; не отдыхала Пошла в снопы, пошла хромая Ивана сына кормить.
А сколько девушек, став жертвами помещичьего разврата, накладывали на себя руки!
Шевченко будто собрал воедино все страдания закрепощенных женщин и во весь голос рассказал о них всему миру. Названия его произведений: «Служанка», «Ведьма», «Сова», «Слепая», «Марьян-монахиня» и другие — не случайны. Именно служанками, ведьмами, совами, слепыми, монахинями были женщины в тогдашнем обществе.
Каждая женщина-жертва для поэта родная. Он плачет Ее слезами, мучается ее мучениями.
Пережив сам бедность, нужды и тяжелые скитания, Шевченко при изображении страданий Екатерины в лирических отступлениях поэмы высказывает свои мысли и чувства по поводу жизни женщины и ее маленького сына. Он живет их болью, он сокрушается вместе со своей героиней, когда она стала покрыткой: Екатерина, сердце мое! Горюшко с тобой! Кда ты в мире денешься С малым сиротой? Поэт проливает «слезы» вместе со своей героиней по дороге в Москву, где она надеется найти своего возлюбленного.
Так от вишневого сада путями горя и скитаний, сквозь снежную вьюгу вплоть до проруби — такую долину печали прошла страдалици Шевченко — жертва господского разврата. Анна же из поэмы «Служанка» тоже покритка, но она остается жить ради своего сына. Ее материнская любовь такая сильная, что способна принести жизнь в жертву ради счастья сына. Жизнь Анны — материнский подвиг. И лишь перед смертью она раскрывает правду.
Обиженная господином девушка, которую люди называют ведьмой, обезумевшая от горя, искать своих детей-близнецов Наталью и Ивана. Отец отдал сына какой-то госпоже, а дочь загубил. Ведьма рассказывает цыганам:
Детей ищу. Наташеньку! Нет, нет, нет! Я ищу господина Разорву…
Поэмы Шевченко зовут к мести над теми, кто изуродовал женскую честь, достоинство и счастье. Уже в поэме «Слепая» поэт изображает не только скитания покрытки, а и месть над паном-соблазнителем. Носителем этой мести была дочь слепой — Оксана, которая сходит с ума, убивает господина и производит поджог господского дома. Мотив мести еще больше развит в поэме «Марина», где мать просит сумасшедшую дочурку идти спать, а не беспокоить людей своим воплем и песнями. Особенно поражающе описал поэт горе вдовы, когда единственного сына забирают в солдаты. Обезумев, мать:
Селом ходит — поет, Страшно голосит… Дети бегали с палками Днем за вдовой по улицам И, смеясь, дразнили Совой…
Великий Кобзарь видел в женщине, прежде всего, духовную красоту, обожествлял материнство, прославлял верность и искренность, но не прощал аморальности и жестокости. В поэме «Титаривна» дочь титора насмеялась над лучшим, но бедным парнем Никитой, который пригласил ее на танец. Со временем она жестоко поплатилась за это:
Общиной осудили И живую положили В гроб и сына с ней Да и засыпали землей!
Есть у Кобзаря и шутливые стихотворения о веселой жизнерадостной украинской женщине, скажем, в стихе «Вытоптала тропинку». Как видим, обесславленные девушки с байстрятами под плетнем; невольница, которая «пшеницу на барщине жнет», а ее опухший ребенок обречен на голодную смерть; мать «Слепая» — жертва господского разврата; мать — «сова», что ее безвыходная несправедливость крепостной жизни привела к сумасшествию, и трагический образ матери — «ведьмы»; многострадальная наймичка Анна, лишенная права называться лучшим на земле словом «мать», а также мстительницы Оксана, Марина — все это вершины Шевченковского поэтического духа.
Образ матери украинский Кобзарь возвышает с крепостных низин к вершинам вечности, он бессмертен:
Врага не будет, супостата А будет сын, и будет мать, И будут люди на земле
Влияние творчества Шевченко на развитие литературы