Влюбленный в красу слов
Современникам В истории украинской литературы приоткрываются все новые и новые имена интеллигентов — литераторов. настоящих патриотов своей земли. Они идут к нам из небытия и переходят в бессмертие. Среди многих таких имен — имя Николая Зерова, отца украинского неоклассицизма. Творческое наследство Зерова значительное и многогранное: он оставил нам стихи, написанные в разных жанрах, поэтические переводы, антологии, литературно-критические и научные статьи и т. п..
Творческая деятельность М. Зерова началась с переводов. «Влюбленный в красу слов»,- так назвал С. Белоконь свою книгу о нем. В 1917 году Николай Константинович начинает перекладывать стихи, Овидия, Горация, Проперция.
Зеров был предрасположен к анализу, синтезу, философским раздумьям о сущности Жизни. Осмысливая года разрухи, которые сопровождались вымиранием сел, болезнями, поэт писал: Блаженный, кто «роковые времена» Не ощущал на собственной шкуре. И видел явления понуры В аспекте утехи и красоты, Знал революцию с фасада… В «Каменья» поэт подвергает резкой критике тех, кто не проявляет заботу о чистоте стиха, не заботится о его мастерской форме.
Особенно не уважает автор тех, кто не понимается в технике стихосложения.
К сборнику «Камена» вошло девять переводов римских поэтов. Увлеченность давностью нарекла неприятности. Зерову начинают предъявлять обвинение в отклонении от советской действительности, а сам поэт «ищет себя».
Он стремится найти свое «я», свое понимание трагической гражданской войны: Душа моя! Убегай на корабль, Плыви туда, где среди белых скал — Струнка, будто луч, чистая Навсикая. Для одаренной личности Зерова основное это красота, которая должна спасти людей от братоубийственных катаклизмов, которые прокоптились кровавыми тропами по Украине.
Красота, Понимание, преданность государству в творческом наследстве М. Зерова доминируют над стихией разрушения. Поэт старается в вечных, иногда библейских, сюжетах, темах, образах найти черты современности. Строгая форма сонета служит для него своеобразной защитой.
Современности он посвящает определенные публицистические произведения. Писать их нелегко, так как слишком сложный психологический мир тех, кто рядом с поэтом. 1935 год в жизни М. К. Зерова был губительным.
В Москве, на квартире, его арестовывают. У Зерова было предчувствие этого бедствия, и об этом свидетельствует сонет «То был счастливый, десятилетний сон»:
И судьба, виделась, такая продолжительная. Не будет знать конца и преград. И… разошлось волшебство шмыгнет: Осенний день, тепло и солнце ясное Увидели меня сухим стеблем.
Творчество М. К. Зерова не изучено до конца. Только отдельные стихи поэта мы имеем возможность прочитать. Современнику не известны литературно-критические статьи. Не все переводы дошли к нашему времени.
Одним словом, творческое наследство самого интеллектуального человека эпохи ждет своего исследователя.
Влюбленный в красу слов