Внутренняя красота человека в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
В развитие сюжета романа «Война и мир» Толстой вкладывает главную мысль о том, что человека делает прекрасным не природа, а он сам, его душевные усилия и постоянное самосовершенствование. Счастье дается не само по себе — его нужно заслужить духовной работой. Именно поэтому им награждается Наташа, а не Соня, поэтому никогда не узнала его великолепная красавица Элен и скоро оно придет к некрасивой княжне Марье. По Толстому, безгрешен не тот, кто без греха, и чист не тот, кто не ошибается.
Важна чистота души, а она рождается в преодолении ошибок и заблуждений. Поэтому Толстой и любит больше Наташу, чем Соню; потому княжна Марья непрестанно борется с искушениями, и ужасается греховности своих мыслей, и снова думает, и снова осуждает себя. В поступках Сони никогда ничего не может быть дурного.
Ее мир строг и ясен: влюбившись в Николая девочкой, она твердо знает — «что бы ни случилось с ним, со мной, я никогда не перестану любить его — во всю жизнь». Но Николаю мало ее верной, преданной, тихой любви. Приехав домой в отпуск, он застает шестнадцатилетнюю Соню расцветшей, похорошевшей, по-прежнему любящей и благородной. «Соня… поразила его своей красотой», но жениться Николай на ней даже не думает, ведь «теперь столько еще других радостей и занятий!» Можно ли себе представить, чтобы человек, влюбленный в Наташу, видел в жизни «столько еще других радостей и занятий»! С Наташей не может быть скучно, она каждую минуту живет полной жизнью и вовлекает в эту жизнь всех вокруг. Соня «срисовывает узоры» — это ее постоянное занятие.
Николай не восхищается ею, как Денисов восхищался Наташей. Он не делит мир на две половины: где она — там счастье, где ее нет — там уныние и темнота, как делил князь Андрей. Николай не испытывает к Соне даже того зверского чувства, которое возбуждает Наташа в Анатоле.
Ростова трогает Сонина преданность, ее покорная любовь, но ведь этого все-таки мало, чтобы любить. «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка»… Много раз Толстой беспощадно подчеркнет, что Наташа далеко не всегда красива. Она не Элен, она бывает просто дурна, почти уродлива, а бывает прекрасна, потому что ее красота — от внутреннего огня оживления, от душевной переполненности, которая не всегда открыта постороннему глазу. Стремление все делать самой, чувствовать за всех, всюду поспевать, все видеть, во всем участвовать — это страстное желание жить переполняет Наташу. Даже в своих заблуждениях и горестях она не растеряет, а увеличит свое душевное богатство и, в конце концов, принесет его Пьеру.
Судьба любимой героини Толстого складывается таким образом, что секрет ее обаяния — жажда жизни — принесет ей и несчастье, которого так желают ее недоброжелатели. Элен и Анатоль потому сильны, что в человеке живут не только светлые, но и темные силы. На эти темные силы опираются брат и сестра Курагины. Пьер знал, что в его чувстве к Элен есть «что-то гадкое… что-то запрещенное», но не умел бороться с собой и горько расплатился за это.
Почувствовав, что в глазах света лучше иметь мужа, чем жить одной, Элен умела настоять на своем. Пьер несет свой крест, но не знает, что ему придется расплатиться за ошибку не только собственным несчастьем. Имя Безухова, его добрый взгляд, доверие Наташи к нему сыграли роль в ее отношениях с Анатолем. Наташа поддалась влиянию Элен, думая, что она с Пьером — одно, что они вдвоем одобряют ее связь с Курагиным. Наташе семнадцать лет, она не знает людей, даже не представляет себе, что они могут быть низки…
Князь Андрей столько раз повторял ей, что она свободна… Она не сомневается в благородстве Анатоля, в том, что он женится на ней… Но за каждую свою ошибку героиня расплачивается сполна. Никто не может осудить ее суровее, чем это сделает она сама, когда опомнится и поймет, что натворила. Вот почему мы прощаем Наташе все: она сама не прощает себя.
С первой минуты увлечения Анатолем Наташа приходит в ужас, хотя ничего еще не знает о нем. Ее пугает, что между ней и ним «совсем нет той преграды стыдливости, которую всегда она чувствовала между собой и другими мужчинами». Нравственным чутьем, которое она копила всю жизнь, Наташа понимает, что происходит неправильное.
Но понимает она это, оставшись одна. А в театре, «под тенью этой Элен, там это было все ясно и просто». Девушкой овладело безумие.
Последний удар Наташе нанесла Соня своими справедливыми словами о том, что Анатоль, может быть, неблагородный человек, и что она скажет отцу. Где-то в самой глубине души Наташа понимает, что Соня права, но, чтобы заглушить сомнения, яростно защищает свою новую любовь. И — в ответ на слова Сони — она садится к столу и пишет записку княжне Марье о том, что она не может быть женой князя Андрея.
Наташа не скрывает от Болконского свое увлечение. Все, что она делает, — искренне и честно, как бы ни было безумно. Этого совсем не скажешь об Анатоле, которому благородный Пьер говорит: «Вы не можете не понять наконец, что, кроме вашего удовольствия, есть счастье, спокойствие других людей, что вы губите целую жизнь из того, что вам хочется веселиться…» Анатоль ответит ему: «Этого я не знаю и знать не хочу». А Наташа — знает. Она не может не думать о князе Андрее и о том, какое горе принесла ему.
Наташа не может жить, подчиняясь слепым и темным силам в себе. Анатолю и Элен такая жизнь приносит счастье и спокойствие, но для Наташи она — трагедия. Пьер, к которому по душевной красоте Наташа наиболее близка, сам того не зная, всю жизнь любил ее. Поэтому он увидел то важное, что происходило между нею и Болконским. Пьер и радовался его счастью, и, сам не зная отчего, мрачнел, и безотрадной представлялась ему его будущая жизнь.
Пьер, узнав о случившемся, подумал: «Все они одни и те же», но, увидев Наташу, которая, «как подстреленный, загнанный зверь», смотрела на него, пожалел ее. Приехав к князю Андрею, Пьер все еще пытается что-то наладить в его отношениях с Наташей. Как это ни странно, Пьер теперь более мудр и зрел, чем его друг. Он бы простил, потому что он видит, как Наташа мучается и казнит себя. Он бы простил еще и потому, что разлюбить Наташу он все равно не может, что бы она ни делала.
Он бы простил потому, что его любовь к Наташе сильнее гордости и самолюбия. Но князь Андрей не прощает: «Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу… Ежели ты хочешь быть моим другом, не говори со мной никогда про эту… про все это».
Андрей не принимал той правды, что, когда любишь, нельзя думать только о себе. Он не умел думать о Наташе, за нее — с этого началась трагедия. Пьер понял то, чего не хочет понять Андрей: Наташа осталась собой. Униженная, измученная, она не ждет уже ничего для себя, но терзается за князя Андрея. Она умеет думать о другом больше, чем о себе: «Меня мучает только зло, которое я ему сделала.
Скажите только ему, что я прошу его простить, простить, простить меня за все…». Так говорит она Пьеру, и в ответ на это у Пьера невольно вырываются слова, которых ни он, ни она никогда не забудут: «Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире, и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей». Пьер пройдет через много жизней, он будет горько несчастлив еще не раз, но он проживет многоликую, свою, единственно данную ему жизнь, потому что он не останавливается в своем развитии.
Внутренняя красота человека в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»