Внутренняя красота человека в творчестве Панаса Мирного
Женщина в творчестве Панаса Мирного почти всегда олицетворяет внутреннюю красоту человека, благородство, трудолюбие и согласие. Даже тогда, когда идет речь о женщинах, на которых отразилась их нелегкая судьба, писатель с неподдельной болью и сочувствием разбирается в причинах, которые изуродовали женскую душу. Социально-психологический роман Панаса Мирного «Разве ревут волы, как ясли полны?» раскрывает широкую панораму жизни украинского села. Несколько поколений проходит перед нашими глазами.
Среди большого количества персонажей обращают на себя внимание образы трех женщин, каждая из них будто олицетворяет свое поколение: баба Оришка, ее дочери Мотря и Галя, Мотрина невестка. Их объединяет в первую очередь то, что они окружают центрального персонажа произведения, — Чипку. И если в душе этого сложного, неоднозначного и нерядового героя постоянно продолжается борьба добра со злом, то женщины в его жизни неизменно символизируют добро. С детских лет Чипка вынес самое теплое воспоминание о бабе Оришке.
Она была ребенку единственным советчиком, хорошим ангелом и воспитателем. Пока Мотря, Чипкина мать, батрачила, баба Оришка и ухаживала за мальчиком, и знакомила с окружающим миром, и веселила внука сказками. Чипка уже тогда закипал ненавистью к людям, а старушка гасила, как умела, те первые вспышки ненависти. После смерти бабы Оришки ближайшей для парня стала мать. Маленьким Чипка недолюбливал ее — она всегда была измождена трудом, уставшая и потому сердитая. Хоть любила сына безумно, однако не раз била его немилосердно. Боялась, чтобы не вышел из него лодырь. Тяжелое было Мотрино материнство. Не знала она счастье девушкой, не знала женщиной, не суждено было испытать его и матерью. Мужа ее оказался «двоеженом», и, когда покинул ее беременной, и вернулся к первой жене, Мотрю ждал позор всего села. Она и сама не знала, кто она: замужем или покрытка, или невенчанная вдова. Но прошло время, люди устали перемывать Мотре кости, и она начала лелеять искреннюю надежду на сына. Вот выкормит его, воспитает — и будет иметь на старость и утеху, и защиту.
Поэтому, когда Чипка неусыпно заботился о хозяйстве, умом своим и золотыми трудолюбивыми руками множил его, Мотря несказанно радовалась. Когда же сына в очередной раз в поисках «правды» заводило на плохие окольные пути, когда он топил свою тоску в водке или разбойничал, она проклинала его со всей силой непостижимого материнского сердца. Панас Мирный замечательно написал об этом: «Только одна мать умеет вместе любить своего ребенка и ненавидеть, жалеть и проклинать…». Мотря многое испытала от своего горячего и быстрого на расправу сына. Ее образ в романе — трагический. Судьба то улыбалась ей призрачным непрочным счастьем, радостью и гордостью, за сына, то снова швыряла ее в бездну безнадежности и отчаяния. Доживая век рядом с сыном-разбойником, она желала себе смерти. После того, как Чипка вырезал целую семью хуторянина Хоменко, материнская любовь не выдержала такого испытания, и Мотря сама пошла в волость выдать власти сына-душегуба.
Не менее трагически раскрывается перед нами и образ Гали. Разбойничья дочь, единственный ребенок бывшего москаля Максима, вора и пьяницы, она от роду самого росла в достатке. Но неизвестно откуда взятое благородство заставило ее стесняться этого достатка и ненавидеть приобретенное грабежом, на чужих слезах возросшее добро. Описывая первую встречу Чипки с Галей, автор не жалеет ярких и хороших красок для изображения образа этой хорошей, красивой девушки. Она солнцем осветила Чипкину потерянную душу. Ее любящее сердце чувствовало в нем какое-то хорошее начало.
Галя умоляла его бросить воровское ремесло, и потихонечку угасала, видя, куда котится любимый человек. Зрелище страшной расправы, которую устроил Чипка над невинными людьми, мотивируя это борьбой за «человеческое равенство», сломало молодую женщину окончательно. «Так вот и правда?!» — крикнула она с безумным смехом в лицо мужу, показывая на маленькую дочь Хоменко в окровавленной распашонке. Не в состоянии пережить такое болезненное прозрение, Галя повесилась. Женские образы в романе П. Мирного «Разве ревут волы, как ясли полны?» преисполнены трагизма. Они не в состоянии изменить своей судьбы. Каждая из них, как может, пытается спасти Чипку, но все их попытки напрасны. Тяжелая жизнь и общая несправедливость накладывают отпечаток на их судьбу.
Внутренняя красота человека в творчестве Панаса Мирного