Воин-герой и литературный герой — плечом к плечу
Книг о Великой Отечественной войне написано множество. Но кто из литературных героев отличился настолько, что его образ получил новую жизнь в скульптурной форме?
Прежде всего вспомним Василия Теркина, самого, без преувеличения, любимого героя военных лет. Героя, воплотившего лучшие черты русского народа, который несмотря ни на что выполнил свое историческое предназначение в борьбе с «коричневой чумой ХХ века». Кажется даже странным, что памятник Теркину появился так поздно, только в 1995 году, в канун 50-летия великой Победы.
А свершилось это в Смоленске. Автор идеи — смоленский скульптор Альберт Георгиевич Сергеев, он и сам фронтовик.
Когда смотришь на бронзовую композицию Сергеева, которая называется «Василий Теркин и Александр Твардовский», в памяти всплывают строчки из поэмы: «С первых дней годины горькой, // В тяжкий час земли родной, // Не шутя, Василий Теркин, // Подружились мы с тобой». По замыслу автора поэт и боец встретились где-то на привале, присели на бревно поговорить. Оба в походной одежде: Теркин в гимнастерке, Твардовский в шинели.
Теркин с гармонью. У Твардовского планшет — неотъемлемый атрибут фронтового корреспондента. Теркин легко узнаваем: неунывающий балагур. Твардовский внимательно, сосредоточенно слушает речь бойца. Очень точно, по-моему, сказала об образе поэта Анна Никольская: «Скульптурный портрет Александра Трифоновича не похож ни на одну фотографию — в нем истинно сергеевская тревожность, нервность пластики и в то же время бесконечная жизненная достоверность.
Кажется, он вобрал в себя всю боль за тех, не пришедших с войны…» .
Еще раньше, в советское время, были установлены памятники героям «Молодой гвардии» А. А. Фадеева. Но если Василий Теркин — собирательный образ русского солдата, типизирующий лучшие его черты, то у фадеевских героев есть реальные прототипы — краснодонские комсомольцы. И все-таки памятники молодогвардейцам следует считать именно памятниками литературным персонажам. Об этом говорит, например, тот факт, что в Москве скульптурная группа «Молодая гвардия», состоящая из пяти фигур, является частью композиции, в центре которой скульптура Александра Фадеева . Композиция установлена на Миусской площади в 1973 году .
В отличие от камерного, лирического характера памятника Твардовскому и Теркину композиция, посвященная Фадееву и его героям, овеяна духом характерного для советской эпохи сурового монументализма.
Памятник героям «Молодой гвардии» есть и в самом Краснодоне.
В мае 2006 года отлитый из бронзы бюст легендарного летчика Героя Советского Союза Алексея Петровича Маресьева был установлен в Комсомольске-на-Амуре . В этом городе он занимался в аэроклубе. А через две недели памятник Маресьеву был установлен в Камышине Волгоградской области — он уроженец этого города.
Автор скульптурной композиции — Сергей Щербаков.
Маресьев стал прототипом всемирно известной «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого, и в камышинском памятнике человек и персонаж обрели монолитное единство.
В заметке «Герои и ангелы в бетоне и бронзе» Андрея Серенко говорится о том, что в другом городе Волгоградской области — Урюпинске — в сентябре появился памятник героям повести Михаила Шолохова » Судьба человека»: «Фигуры Андрея Соколова, спасенного им мальчика и нескольких куриц изготовлены из железобетонных конструкций». По замечанию автора, местные маргиналы — искатели цветных металлов и хулиганы — уже неоднократно покушались на эту композицию: отламывали от нее то фигуру одной из куриц, то голову скульптуры мальчика.
Можно только посетовать по этому поводу, но не приставишь же к каждому памятнику охранника; наверное, логичнее изменить правила скупки цветмета у населения — от наследников чеховского злоумышленника уже много лет страдает наше посткоммунистическое хозяйство.
А теперь перенесемся в другие края, ведь книги о страшной войне, развязанной гитлеровским фашизмом, пишут и читают не только в России. И тоже устанавливают памятники героям таких книг.
Еще до распада Советского Союза в Вильнюсе, на перекрестке проспекта Красной Армии и улицы Конарского, появился памятник Соловушке . Литературной основой для создания памятника стала одноименная новелла популярного литовского писателя Пятраса Цвирки о тринадцатилетнем мальчике — партизанском разведчике. Объем произведения крайне невелик — всего три с половиной страницы. Сюжет таков. В самом конце сожженной гитлеровцами деревни, «там, где дорога сворачивала к темнеющему неподалеку лесу, расходясь на три малопроезжие проселочные дороги», отважный мальчик поджидает, когда появятся гитлеровские солдаты, чтобы заманить их в засаду, устроенную партизанами.
Партизаны ласково называют мальчика Соловушкой, потому что он, насвистывая на березовой дудочке «чудесную мелодию, которую не слишком привычное ухо не отличило бы от соловьиной трели», сообщает необходимые сведения о непрошеных гостях и приводит их прямо в партизанскую западню ( Цвирка П. Избранные произведения: В 2 т. / Пер. А. Иоделене. М., 1984.
Т. 2. С. 115, 117).
Информацию о памятнике и его фотографию можно найти во втором номере журнала «В мире книг» за 1987 год, когда, по всей вероятности, памятник и был открыт. Как пишет в заметке Стасис Липскис, за несколько лет до этого Добровольное общество книголюбов Литвы объявило конкурс с целью выявить самого популярного героя литовской литературы. Таковым оказался Соловушка.
Ему и посвятили первый в Литве памятник литературному герою. Процитирую слова скульптора: «Мне хотелось, чтобы мальчик, сидящий на израненном осколками дереве, как бы выражал мысль, что песня может защитить мир. В скульптуре мне хотелось показать главное: не только ружьем можно защищать Родину, ее можно защищать и песней».
Кстати, есть памятники и песням. В данном случае речь пойдет о песнях, связанных с войной. Около поселка Всходы, что на Смоленщине, на берегу реки Угры высится колодезный журавль, рядом с которым многотонный валун с медной табличкой: «Выходила на берег Катюша, на высокий на берег крутой».
А вот журавлям из песни на стихи Расула Гамзатова стоит уже не один памятник. В 2003 году к 80-летию поэта стая белых птиц появилась в Дагестане. Основанием для нее стала одиннадцатиметровая стела из черного мрамора.
Подобная композиция есть и в Северной Осетии. Семь белых журавлей вытянулись в цепь над могильным камнем у обочины Арахонского тракта. Посвящен памятник уроженцам этого горного края — семи братьям Газдановым, не вернувшимся с войны.
Во всех таких монументах гамзатовские журавли стали символом погибших Ради жизни на земле…
Время неумолимо, и уже почти не осталось в живых тех, кому вернуться все-таки посчастливилось. Даже юношам, оказавшимся в солдатской шинели на исходе войны, сейчас под восемьдесят. Для современных детей встреча с ветераном Великой Отечественной стала редкостью.
Об этой войне они смогут узнать теперь только из книг, из фильмов. И при встрече с памятниками.
Воин-герой и литературный герой — плечом к плечу