Волевой характер лирического героя произведений Евгения Маланюка
Украинская межвоенная поэзия достигла высочайшего уровня благодаря поэзии Е. Маланюка, который принадлежал к Пражской поэтической школе, и был ее безусловным лидером. Динамическое напряжение его стихотворений отображало неспокойную эпоху, они были свободолюбивыми, деятельными. Это была поэзия свободного мира, свободного проявления идей и ощущений.
На протяжении длинной и сложной жизни, сотканной из «переходов и исходов», Евгений Маланюк ни разу не предал себя, не отрекся от своего добровольного выбора, того крестного пути, который пророчила его распятая душа.
Свидетельством тому является ряд поэтических книг, исторические, культурологические, публицистические, литературно-критические статьи, очерки. У поэта, исследователя, публициста Евгения Маланюка один адресат и один герой — Украина. И это одинаково касается как произведений, в которых поэт величает ее степной Элладой, так и тех, где художник с болью и гневом назовет Украину «Приськой гетмана Петра». Поэтому и становится главной и ведущей темой в творчестве Е. Маланюка родина — Украина, проблема ее государственности в прошлом, современном и будущем.
Перед читателями возникает лирический герой-патриот, который искренне болеет за судьбу родного края, любуется силой и жизнеспособностью народа, не закрывая при этом глаза на его недостатки. Часто «я» лирического героя сливается с авторским:
Внук коренастого чумака, Сечевика бледный праправнук, Я влюбился в громких веках, Я волю полюбил государственную.
Эти строки касаются автобиографических моментов из жизни будущего поэта. По линии отца были чумаки, осевшие запорожцы, дед смолоду чумаковал, имел выразительную осанку гуцула. Для поэта, который родился и вырос среди беспредельности херсонских степей, образ отчего дома возникает как символ степной Эллады .
В этих строках — сыновьи чувства лирического героя, который болеет за путь развития и народ своей отчизны. По его мнению, отношение к родине должно быть естественным: «Она — Мать, Ты — сын». Когда поэт называет Украину Элладой, то имеет в виду «подсолнечную» Элладу, в которой торжествуют силы цветения, властвуют гармония, красота, добро. Тем не менее, кроткому, умиротворенному образу противостоит другой образ государственного Рима, так как сердце лирического героя тянется к Украине-Элладе, а ум — к Украине-Риму, то есть сильному и крепкому государству:
«И вырастет железным дубом Рим из крепкого лона скитской Эллады». Лирический герой поэзий Маланюка верит в свой народ, его творческие силы, способность выстроить овеянное мечтой независимое государство.
Вместе с тем он видит его отрицательные черты: равнодушие, пассивность, вечные сетования на несчастливую судьбу. В произведениях Маланюка показан и волевой характер лирического героя, который не знает другого направления, идет как «против течения», при этом сознавая, что ему придется продвигаться к избранной цели «без пути, без отца…», полагаться лишь на собственные силы. Даже обреченный на непонимание, «на уединение», на забвение, пытается «Все слышать. Всем пылать. Единственным быть…», превратиться в сплошной сгусток воли.
Лирический герой имеет обостренное чувство ответственности за постоянно горькую судьбу «страдальческой земли».
Поэтические произведения Е. Маланюка имеют обостренное чувство ответственности за все, что происходит на родной земле, за будущее людей и развитие украинской государственности. Поэт искренне восхищался сатирой Салтыков-Щедрина, художественным мастерством И. Бунина, А. Толстого. Глубоко знал русское искусство и театр.
Все это давало Маланюку творческое вдохновение. С уверенностью можно сказать, что украинский поэт — человек с многогранной эрудицией, широким диапазоном мировой культуры.
Волевой характер лирического героя произведений Евгения Маланюка