Вольный стих
Как ответить на вопрос: чем речь стихотворная отличается от прозаической? Большинство источников сходятся на том, что стихотворная — речь мерная, обладающая особой ритмической организацией, позволяющей отличить ее от любой другой. Как видим, о рифме как обязательном элементе здесь ничего не сказано. Именно поэтому, мы находим множество примеров стихов, казалось бы, не совсем отвечающих тем системам и правилам, которые рассмотрены в настоящем руководстве.
Вот о них-то и пойдет речь в ближайших разделах. При всей своей гибкости стихотворные размеры не всегда могут удовлетворять автора, который пытается передать какие-то конкретные особенности простой разговорной речи — его сковывает необходимость чередовать ударные и безударные слоги, выдерживать количество стоп. Но вероятно, надо было сказать «сковывала», ибо существует такое явление как — Вольный стих.
Особенность такого стиха — строфы, как таковые, могут отсутствовать, все строки состоят из произвольного количества стоп. Рассмотрим пример: Позвольте… видите ль… сначала Цветистый луг; и я искала Траву Какую-то, не вспомню наяву В этом примере первые две строки — четырех — , третья — одностопная, а в последней уже пять стоп. Именно такая структура помогла автору выразить: 1, 2 — раздумье, 3 — припоминание, 4 — пояснение.
И это все в четырех строках и, заметьте, с соблюдением рифмы. Рифма, кстати, обязательна в вольном стихе . И в восприятии такой стих нередко может и выигрывать, если сравнивать его с обычным. Другой пример — Борис Заходер, отрывок из «Песни игрушек» : Дети любят игрушки.
Так все говорят! Ну а разве игрушки Не любят ребят? Очень любят! Души в них не чают!
Жаль, Что это НЕ ВСЕ замечают!..
Вольный стих