Воплощение в образах детей Кураж трагической судьбы человечества в условиях войны
Завязка действия — мысль о войне. Еще до того как действие начинается, мы слышим диалог вербовщика с фельдфебелем. И последний говорит, что мир — это беспорядок, основа аморальности общества, «только войны создают порядок». Война для него увлекательная игра, в которой игроки начинают бояться мир, так как тогда придется подсчитывать, сколько они проиграли. Войны не бывает без солдат. Матушка Кураж питается войной, так как она маркитанка и торгует в войске. И когда и ее сына Эйлифа хотят забрать в войско, она проговаривает: «То пусть чужие сыновья идут в солдаты, а не мои». Но хитрый вербовщик уговаривает мальчика записаться в войско, пока матушка Кураж торговала.
Хочет кто войной жить, Должен ей что-то и уплатить. Матушка Кураж встречает своего сына Эйлифа лишь через два года, но он храбрый и имеет уважение у командующего. Он жестоко расправляется с крестьянами, и война все списывает. Пока что. И второго сына Кураж Швейцеркаса забирают в войско казначеем, так как он честный и порядочный. За это и пострадал, так как, стараясь уберечь кассу полка, был расстрелян. Матери не дали оплакать и похоронить Швейцеркаса. Гибнет и Эйлиф, так как убивает крестьянскую семью именно во время короткого мира. А матушка Кураж в это время старается наладить материальные дела. В конце концов, гибнет и дочь Катрин, когда мать пошла в город по товар. И снова она идет по дорогам войны, даже не имея времени похоронить дочь.
Аллегорический смысл образов детей матушки Кураж. Каждый из детей матушки Кураж — олицетворение какой-то добродетели. Эйлиф — храбрый, смелый. Швейцеркас — честный, порядочный. Катрин — малоразговорчивая и добрая. Но все они гибнут на войне. Такая судьба и добродетелей человеческих, которые гибнут среди морального распада. Не случайно священник говорит, что война выворачивает все наизнанку и демонстрирует самые страшные человеческие недостатки, которые в мирное время, может бы, и не оказались: «Здесь виновны те, кто решал войну, кто выворачивает наружу самое плохое, что есть в людях».
В чем смысл скрытой иронии. Уже в самом названии Кураж названа не матерью, а матушкой. Почему? Так как здесь скрыта ирония. Может ли настоящая мать желать войны? Конечно же нет, даже если это касается не ее детей. Да и к своим она относится не весьма заботливо. Каждый раз, когда решается судьба ее детей, она где-то торгуется. Она торгует даже тогда, когда речь идет о жизни ее сына — честного Швейцеркаса. Ирония автора распространяется и на другие образы — священника, повара, фельдфебеля, солдат и т. п. Это из-за того, что они живут по вывернутым наизнанку моральным правилам. Ирония помогает понять аллегорический смысл драмы Брехта.
Смысл концовки драмы. Когда Брехта упрекали за то, что его героиня не прокляла войну, он говорил, что цель у него другая: пусть зритель сам приходит к выводу. Хотя матушка Кураж и проговаривает: «Пусть она пропадет, эта война!» — но этому нет веры, ведь она продолжает наживаться на войне. Последние слова ее: «Мне нужно торговать дальше».
Еще и до сих пор временами кое-где слышишь выражение: «Война все спишет». Правда значение этого выражения неоднозначное. И чаще всего прямо противоположное, так как на самом деле никто ничего не может списать из человеческой совести. Но правда и то, что именно война сеет иллюзию отсутствия моральных правил.
Лучше всего это можно увидеть на примере литературных героев, в частности героев драмы Б. Брехта «Матушка Кураж и ее дети». Каждый из ее детей имел, по крайней мере, одну добродетель, которая в мирное время помогла бы устроиться в жизни, заслужить уважение сограждан. Один из героев драмы, священник, с горечью проговаривает: «Здесь виновны те, кто решал войну, кто выворачивает наружу самое плохое, что есть в людях». Так старший сын Кураж, по имени Эйлиф, был храбрым, сильным. Но война направила его добродетель на убийство, так как война — это и есть убийство. Поэтому и гибнет Эйлиф, который потерял моральные ориентиры, так как война их перевернула. Брат его Швейцеркас имел другую добродетель — он был честным человеком, лишенным жадности и корысти. Благодаря этой добродетели он становится охранником полковой кассы и гибнет, защищая ее. Значит, что его добродетель стала причиной гибели. Или значит это, что честность, бескорыстие — лишнее в человеческом обществе? Нет, это война искажает настоящие моральные ценности. Так произошло и с немой доброй девушкой Катрин.
Дочь матушки Кураж, в отличие от нее, склонна жалеть людей, сочувствовать чужой боли. Именно поэтому она залезла на крышу с барабаном, хотя это угрожало ей смертью. Она предупредила город об угрозе, а сама погибла. Погиб не просто человек — целый мир, в котором главной добродетелью была доброта. Молчаливая девушка сделала то, что велело ей сердце, преисполненное сочувствия и любви к людям.
Так вот и значит, что гибель детей матушки Кураж отображает трагическую судьбу человеческих добродетелей в условиях войны. Таким образом, автор аллегорической драмы провозглашает приговор войне, которая способна перекручивать и уничтожать моральные ценности — основу бытия человечества.
Воплощение в образах детей Кураж трагической судьбы человечества в условиях войны