• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Новые сочинения > Вопрос об отмене крепостного права

 

Вопрос об отмене крепостного права

Вопрос об отмене крепостного права ставился в российском обществе уже в середине XVIII в. Власть признавала необходимым приступить к разработке соответствующих проектов, по крайней мере, с начала XIX в. . Но в качестве неотложной, требовавшей немедленного решения задачи ликвидация крепостничества была поставлена в знаменитой речи Александра II перед московским дворянством в 1856 г. Почему?

Неэффективность крепостнической экономики для многих мыслящих людей, в том числе и тех, кто занимал высокие должности в государственном аппарате, была очевидной давно. Поражение в Крымской войне показало уже всему обществу, что блестящий фасад империи скрывает военно-техническое отставание, хозяйственный застой, ветхость системы. Россия оказалась перед реальной угрозой утраты статуса великой державы, жизнь властно требовала решительных шагов по обновлению страны. Задача состояла в том, чтобы твердо встать на путь модернизации — отказа от крепостничества, развития промышленности, создания основ индустриального общества.

В 1856-1859 гг. в губернских комитетах на местах и в Секретном комитете в Петербурге, а также на страницах журналов и газет обсуждались предложения о содержании предстоящей реформы. В 1859 г. были учреждены Редакционные комиссии для выработки окончательного текста документа. Приходилось преодолевать серьезные противоречия между помещиками черноземных и нечерноземных областей, консерваторами и либералами, столицей и губерниями, интересами землевладельцев и чаяниями крестьян.

В конечном счете, был подготовлен компромиссный документ, в котором приоритетное отражение нашли все-таки требования помещиков. Утвержденные Государственным советом «Положения» легли на стол императора и были им подписаны 19 февраля 1861 г. Манифест об отмене крепостного права власти обнародовали двумя неделями позже — 5 марта в условиях повышенных мер безопасности. Крепостное право отменялось, крестьяне получали личную свободу и гражданские права. Они освобождались с землей, но за выкуп и на определенных условиях.

Размер крестьянского надела не мог превышать установленной нормы.

Если крестьянин до реформы имел в пользовании надел больший, чем тот, что ему полагался, излишки земли «отрезались» в пользу помещика . За землю нужно было выплатить определенную сумму помещику. Выкупная стоимость земли исчислялась следующим образом. За основу был взят размер оброка, который крепостной крестьянин платил помещику. Выкуп должен был равняться такой сумме, которая, будучи положенной в банк, давала бы в виде процентов с нее стоимость прежнего оброка .

До проведения выкупной операции крестьяне должны были выполнять в пользу помещика все прежние повинности . Столь крупных денег у крестьян не было. Государство становилось, поэтому своеобразным посредником: оно выплачивало 75-80% выкупной суммы помещику. Остальное вносил крестьянин. Затраты государства крестьянин должен был восполнить, в течение 49 лет внося в казну сумму ссуды с процентами.

Реформа 1861г. получила название «великой», Александр II — почетное звание «царя-освободителя». Значение реформы чрезвычайно велико. Освобождение миллионов крепостных, втягивание крестьянского и помещичьего хозяйства в рыночные отношение, расслоение крестьянства, формирование рынка вольнонаемного труда, ускоренное развитие промышленности — все это прямые следствия реформы. Но, ликвидируя крепостное право, власть более всего думала об интересах дворянства .

Сохранив помещичье землевладение, переложив на крестьян расходы по его содержанию, увековечив общину, реформа создала полукрепостническую, неэффективную, трагически отсталую аграрную экономику.

Крестьянская реформа была первой в ряду либеральных реформ 60-70-х гг. Важнейшими из них были земская, судебная и военная реформы. Земская реформа 1864 г. учреждала органы местного самоуправления — земства. Земства создавались в уездах и губерниях, имели распорядительные и исполнительные органы , они формировались на основе выборов, которые наделяли преимущественными правами дворян.

Земства занимались вопросами местного хозяйства, здравоохранения, образования, статистики. Они подчинялись губернаторам, центрального земского органа учреждено не было.

Значение земской реформы очевидно: впервые в истории России появлялась система местного самоуправления, вокруг которой могли формироваться элементы независимого от власти гражданского общества. Очевидна и ее незавершенность: полномочия земств были строго ограничены, участвовать в решении общегосударственных вопросов они не могли. Судебная реформа 1864 г. была наиболее последовательной. Старые сословные суды ликвидировались, создавались мировые и коронные суды, единые для всех сословий. Они функционировали на основе принципов публичности и гласности, состязательности сторон , независимости судей .

Наконец, учреждался суд присяжных, которым вменялось в обязанность выносить вердикт о виновности или невиновности подсудимого. Военная реформа растянулась на полтора десятка лет . В процессе ее проведения страна была поделена на военные округа, качественно улучшен и обновлен офицерский корпус, создана система военного образования, осуществлено техническое перевооружение армии.

В 1874 г. Александр II утвердил закон о переходе к всеобщей воинской повинности. С рекрутской системой было покончено, все мужчины в возрасте 20 лет без различия сословий подлежали призыву в армию и на флот.

Действовала сложная система льгот , благодаря которой в армию на самом деле призывалось не более 25-30% мужчин призывного возраста. Это означало, что сравнительно небольшая в мирное время армия обладала обученным резервом, который можно было использовать в случае войны. Как и крестьянская реформа 1861г., реформы 60-70-х гг. имели первостепенное историческое значение. Они охватили практически все сферы общества , вносили принципиальные изменения в его жизнь. Реформы, бесспорно, шли навстречу требованиям времени, они давали шанс успешно решить стоявшие перед страной задачи модернизации.

К сожалению, власть не демонстрировала последовательность в их осуществлении . Да и общество либо проявляло нетерпение, стремясь получить все и сразу, либо глухо роптало, с трудом приспосабливаясь к новым веяниям. Экономические и политические преобразования 60- 70-х гг.

XIX в. в целом остались незавершенными.

Консервативные, либеральные, радикальные течения в общественном движении России во второй половине XIX в.



Вопрос об отмене крепостного права

Другие сочинения по теме:

  1. Тема: Понятие права. Система права. Класс: 10, 11 Вид урока: изучение нового материала. Цели урока: 1) образовательные: Повторить ранее изученный в курсе обществознания материал (понятия право, закон, законодательство,...
  2. Урок на тему «Права человека. Ребенок и его права» Название: «Права человека. Ребенок и его права» Автор: Лисеенко Надежда Николаевна Должность: социальный педагог Пояснительная записка Конкурс методических пособий на...
  3. Краткое содержание «Истории крепостного мальчика» Алексеева Глава первая. Барыня Мавра Ермолаевна Митя Мышкин жил в селе Закопанка. Когда мальчику исполнилось десять лет, случилась беда — решила...
  4. Вопрос социальной справедливости в повести И. Я. Франка «Перекрестные тропы» Процесс создания художественного текста — это довольно сложная работа. Будто из утреннего тумана, появляются очертания конструкции, детали удивительного сооружения, название...
  5. Мой ответ на вопрос некрасовских странников Николай Алексеевич Некрасов — великий русский поэт XIX века. Огромную славу ему принесла поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо». Это...
  6. Открытый урок в 8-11 классах «Права человека» Разработка учителя истории МОУ «Никулинская СОШ» Шкурченко Алексея Никифоровича Тема урока: Права человека. Открытый урок в 8-11 классах. 12 декабря...
  7. Сочинение на тему Крестьянский вопрос в прозе Пушкина -4 И всюду меркантильный дух. Пригнал заводчик из степей, Сюда жемчуг привез индеец, А дочки — прошлогодни моды. Пушкин не...
  8. Классный час «Мои права», 2 класс Цели: Познакомить детей с «Всеобщей Декларацией прав человека», «Конвенцией о правах ребенка»; дать детям первоначальные правовые знания. Ход урока 1....
  9. ПРАВА І СВОБОДИ УЧНІВ Права і свободи дитини охороняються Конвенцією ООН про права дитини, чинним Законодавством України Учні мають право на: — Свободу отримання...
  10. Есть ли в поэме «Кому на Руи жить хорошо?» ответ на поставленный в заглавии вопрос? Творчество Н. А. Некрасова стало неотъемлемой частью русской национальной культуры, так как он писал для народа и о нем. И,...
  11. Права ли пословица «Добро должно быть с кулаками»? Права ли пословица: «Добро должно быть с кулаками»? Не знаю. Сложно дать однозначный ответ. По-моему, есть масса примеров, доказывающих, что...
  12. Засідання Європейського клубу «Діти та їх права» Епіграф Людина — найцінніший скарб. Кожен із вас — особистість, І саме такої людини, як ви, Більше не буде на...
  13. Вопрос греха и добродетели Многие пытались дать окончательное, последнее решение этого вопроса. В русской классической литературе немало сил было положено на то, чтобы выяснить,...
  14. Роковой вопрос и современный мир Тарасов Б. Н. «Роковой и вековечный вопрос о необходимости понятия бессмертия души для прогресса», — заключает Достоевский в результате раздумий...
  15. Вопрос о роли творчества Пушкина в освободительном движении При решении вопроса о роли творчества Пушкина в освободительном, движении его времени необходимо учитывать значение искусства как особой формы общественной...
  16. Права і обов’язки людини — це нерозривна єдність Коли порушується ставлення до прав чи до обов’язків, то неминуче виникає конфлікт. Робота в школі, взагалі, грунтується на гуманістичних засадах...
  17. Центральный вопрос, поставленный А. С. Грибоедовым в комедии «Горе от ума» Почему бесспорно умный человек — Александр Андреевич Чацкий — не только не был не понят, но и отвергнут и обществом...
  18. Вопрос о культурном наследии Воронский и его сторонники считали, что классическое наследие, вся настоящая культура прошлого не может не войти в культуру современную, составив...
  19. Права человека и общественное правосознание Когда заходит разговор о правах человека, то большинство людей непременно понимают под этим как раз то выражение, которое вынесено в...
  20. Классный час во 2 классе. Права и обязанности Классный час — 2 класс Цели: помочь детям разобраться в понятиях «права » и «обязанности «; воспитывать уважение к правам...
« «Фиеста «, анализ романа Эрнеста Хемингуэя
Юмор и сатира. Смех — дело серьезное »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения