• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Готовые сочинения > Вопросы и ответы к поэме А. С. Пушкина «Полтава»

 

Вопросы и ответы к поэме А. С. Пушкина «Полтава»

Попробуйте по прочитанному отрывку воссоздать образ русского воинства, дать ему характеристику. Какое настроение владеет бойцами? Как оно выражено?

Русские воины рвутся в бой, следуя воинскому долгу, вдохновленные чувством любви к России и верой в Петра I. Армия приветствует императора криками: «Ура!», безоговорочно верит ему, идет за ним. Солдаты показывают в смертельном бою храбрость и стойкость, способность выдержать тяжелейшие испытания. В этом и есть истинная причина победы России.

Объясните значение таких слов и выражений, как «сыны любимые победы», «битвы поле роковое», «темнеет слава их знамен», «бога браней благодатью», «счастья баловень безродный, полудержавный властелин».

Выражение «сыны любимые победы» обращено к шведам, которые во многих сражениях одерживали победу. «Битвы поле роковое» — поле битвы несет гибель многим сражающимся на нем. «Темнеет слава их знамен» — эти слова говорят, что слава побед шведского войска меркнет, они проигрывают сражение. Фраза «Бога браней благодатью» означает, что бог войны поддерживает русских воинов. Выражение «счастья баловень безродный, полудержавный властелин» характеризует князя Александра Меншикова, ближайшего соратника Петра, человека простого происхождения, но обласканного и поднятого императором, достигшего при нем больших высот, власти и богатства.

Выпишите в тетрадь из текста различные виды тропов, назовите их и раскройте значение художественных средств для выражения чувств и настроений автора.

Возьмем, к примеру, описание Полтавского сражения. Картина боя нарисована яркими красками, эмоционально, психологически достоверно, очень образно и зримо. Пушкинское описание разных фрагментов боя с успехом может быть воспроизведено живописцами: это и начало боя , появление Петра со своими сподвижниками, и кульминация сражения.

Такому восприятию батальной сцены способствуют художественные средства, используемые поэтом.

Эпитеты: дым багровый, тяжкая твердость, поле роковое, счастье боевое, музыка боевая, голодный рев, воинственные дружины, желанный бой, град раскаленный, конница летучая.

Метафоры: горит восток зарею новой; свищут пули; битвы поле роковое гремит, пылает; счастье боевое служить уж начинает нам; темнеет слава их знамен; жар пылает; поле пожирал очами; тяжкой тучей отряды конницы летучей… рубятся сплеча; шары чугунные… прыгают, разят… шипят.

Сравнения: как пахарь, битва отдыхает; могущ и радостен, как бой; и падшими вся степь покрылась, как роем черной саранчи.

Важную роль в картине боя играет звукоподражание.

Как обрисован в поэме Петр I? Какими художественными средствами выражено отношение поэта к Петру как императору и воину? Сопоставьте изображение Петра перед боем, во время боя и во время празднования победы. Что объединяет и что отличает эти описания?

На протяжении всего своего творчества Пушкин был увлечен фигурой Петра I: поэт стремился осознать и оценить роль этого выдающегося деятеля в истории России. Мужество Петра, его страстная увлеченность делом, стремления, направленные на благо России, желание познавать новое не могли не импонировать Пушкину.

В «Полтаве» образ Петра романтизирован, император воспринимается как полубог, вершитель исторических судеб России.

Выходит Петр. Его глазаСияют. Лик его ужасен. Движенья быстры.

Он прекрасен, Он весь, как Божия гроза.

Сочетание ужасного и прекрасного в образе Петра подчеркивает его сверхчеловеческие черты: он и восхищает, и внушает ужас своим величием. Его появление вдохновило войско, приблизило к победе, удесятерило силы. Воины с восторгом приветствуют появление своего императора, его присутствие придает им силы, вдохновляет на трудный бой.

Петр был очень популярен среди солдат и офицеров, потому что всегда находился на поле боя, принимал участие в сражениях, делил со всеми походные трудности. Его увлеченность передавалась воинам, они уважали Петра за силу, стойкость, мужество, его преданность России. Пушкин любуется Петром и на поле брани , и после битвы, когда облик царя совсем другой: он спокоен и горд славной победой.

Пирует Петр. И горд, и ясен, И славы полон взор его.

Прекрасен, благороден этот государь, победивший Карла и не возгордившийся успехом, умеющий по-царски отнестись к своей победе.

В шатре своем он угощаетСвоих вождей, вождей чужих, И славных пленников ласкает, И за учителей своихЗаздравный кубок поднимает. Сопоставьте описания Петра и Карла. Какой прием использует Пушкин в создании образов? В чем, по-вашему, значение этого приема?

Как вы думаете, сравнение императоров только лишь отражает реальные события Полтавского боя или в этом скрывается нечто большее, характеризующее замысел автора?

Описания Петра и Карла, шведского короля, контрастны, в основу этих описаний положен Прием антитезы — противопоставления. Описание Петра динамично: с горящим взором он вихрем проносится перед полками, могучий, красивый, в нетерпении от предстоящего сражения, готовый ринуться в бой. Карл предстает неподвижным, задумчивым, он страдает от раны, его смущенный взор выражает волнение. Боевой клич Петра контрастирует со слабым движением руки Карла.

Пушкин хочет показать, что ни Карл, ни его войско ни верят в победу, в отличие от русской армии и ее славного полководца, которых ведет в бой высокое чувство патриотизма.

Отметьте особенности звукописи и их роль в описании Полтавского боя. Какое впечатление производит на слушателей сочетание различных согласных звуков, как они передают настроение самих участников и свидетелей событий?

Художественный прием звукописи представляет собой намеренное повторение гласных или согласных звуков для усиления образного и эмоционального впечатления от изображаемого. Описание Полтавского боя построено на повторении звуков р, ш, ж, с, б для создания картины сражения, настоящего огненного ада, когда все вокруг скрежещет, шипит и свистит.

Швед, русский — колет, рубит, режет, Бой барабанный, крики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть и ад со всех сторон. Прочитайте вступительный и заключительный отрывки, приведенные в хрестоматии. Отличаются ли они в интонационно-стилистическом отношении от. описания боя, если да, то в чем?

Какие мысли и чувства преобладают в них?

Повествование вступительного отрывка спокойное и размеренное. Размышления Пушкина о трудной судьбе России, ее испытаниях и роли Петра в них сменяются эмоциональным накалом в описании боя, который затем уступает место прославлению великой победы русского императора, его мужества и благородства.



Вопросы и ответы к поэме А. С. Пушкина «Полтава»

Другие сочинения по теме:

  1. Образ Мазепы в поэме Пушкина «Полтава» В биографии Мазепы Пушкина особенно поразили эпизоды обольщения стариком-гетманом своей крестницы и казни ее отца. Рылеев, сосредоточивший внимание на политической...
  2. Изображение Полтавского боя поэме «Полтава» «Полтава». В 1828 г. Пушкин, снова обращаясь к теме Петра, пишет поэму «Полтава». «Полтава» — героическая поэма. В центре ее...
  3. Фигура героя-полководца в поэме Пушкина «Полтава» Петр I как исторический деятель и как личность — полная противоположность и Карлу XII, и Мазепе. (Карл — «воинственный бродяга»,...
  4. Вопросы и ответы к поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» Как возник у М. Ю. Лермонтова замысел написать поэму? В 1840 году, путешествуя по Военно-Грузинской дороге, Лермонтов встретил одинокого монаха,...
  5. Вопросы и ответы по теме «Лирика А. С. Пушкина» и М. Гоголя «Мертвые души» Что такое «лирика»? Слово «лирика» происходит от греческого слова «лира», которое сперва означало инструмент, под звуки которого выполнялись песни. Потом...
  6. Твір по поемі Пушкіна «Полтава» «Полтава» (1828) присвячена оспівуванню славної історичної події — Полтавської битви, що знаменувала зміцнення російської держави. У Пушкіна це був перший...
  7. Образ Медного Всадника в одноименной поэме А. С. Пушкина Название поэмы «Медный Всадник», являющийся памятником Петру I на Сенатской площади Петербурга, говорит о своеобразном подходе автора к освещению истории...
  8. Вопросы и ответы к теме «Лирика М. Ю. Лермонтова» Каковы основные мотивы лирики Лермонтова? В чем ее своеобразие и отличие от пушкинской поэзии? Пушкин всеобъемлющ. Кажется, нет в жизни...
  9. Историческое произведение из эпохи Петра I «Полтава» В «Полтаве» Пушкин снова обратился к излюбленному жанру, ставшему ведущим поэтическим жанром литературы 20-х годов,- жанру стихотворной поэмы. Однако новая...
  10. Вопросы и ответы к темам «Из китайской и персидской лирики» Какие мотивы общие для авторов персидской и китайской лирики? Общими можно назвать раздумья над сущностью человеческого бытия: проблему жизни и...
  11. Вопросы и ответы по произведениям Островского 1. В нескольких пьесах Островского действие происходит на Волге, в городах с вымышленными названиями. Что это за города? 2. В...
  12. Проблема личности и государства в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» Одним из основных вопросов творчества А. С. Пушкина был вопрос отношения личности и государства, а также вытекающая отсюда проблема «маленького...
  13. Трагическая судьба девушки в поэме Пушкина «Русалка» «Русалка» — опыт драмы из народной жизни, созданной на основе полулегендарного сюжета, но глубоко социальной по своему содержанию. Трагическая судьба...
  14. Вопросы и ответы к рассказу Л. Н. Толстого «После бала» С какой целью Л. Н. Толстой обращается к прошлому? В отличие от Лермонтова , Гоголя , обращавшихся к прошлому в...
  15. Вопросы и ответы по теме «Литература романтизма и просвещения» Объясните особенности романтизма как художественного направления, его истоки и эстетичные принципы. Сравните Просвещение и Романтизм. Чем они отличаются? Просвещение обращается...
  16. Вопросы и ответы к стихотворению Ф. И. Тютчева «Живым сочувствием привета» Сопоставьте стихотворение Тютчева с произведениями Пушкина «Поэт» и Лермонтова «Поэт». Тема этого стихотворения Тютчева, как и стихотворений Пушкина и Лермонтова...
  17. Полтава. Поема (1828), у скороченні Список добутків у скороченні цього автора Руслан і Людмила. Поема (1817 — 1820) Кавказький бранець. Поема (1821 — 1822) Бахчисарайський...
  18. Вопросы и ответы к жизни и творчеству Л. Н. Толстого Каким вы представляете себе Льва Толстого? Что кажется вам самым главным в его отношении к себе и к окружающим людям?...
  19. Билет № 2. Ответы на вопросы в билетах курса географии 1. Основные формы государственного правления и государственно-территориального устройства стран. 2. Состав и структура мирового хозяйства, их изменения в эпоху НТР....
  20. Вопросы и ответы к стихотворению И. А. Бунина «Святогор и Илья» Что объединяет стихотворения «Святогор» и «Святогор и Илья»? Как показана гибель богатыря? В стихотворениях «Святогор» и «Святогор и Илья» общий...
« Колыбельные для ребенка
Тема воспитания и образования в пьесе «Недоросль» »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения