Вопросы и ответы к роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Как Достоевский раскрывает образ преступного мира, описывая Петербург?
При описании «серединных улиц» Петербурга поражают духота, толкучка, вонь и грязь. Люди обозлены, они задыхаются в городе, как «в доме без форточек». Гнетущее впечатление усиливается при описании трактира, пьяной исповеди Мармеладова , символического сна Раскольникова.
Преступный мир толкает человека на преступление против личности , рождает бесчеловечные теории. Именно в таких условиях могла родиться «идея» Раскольникова о праве сильной личности властвовать «над всею дрожащею тварью». Сгущение красок держит читателя в страшном напряжении.
Как родилась у Раскольникова мысль об убийстве старухи? Легко ли он принял ее?
Встречи на улицах города, в трактире, с девочкой на бульваре болезненно отзываются в душе Раскольникова. Его возмущает порочность людей, подлость общества. От частных фактов он идет к обобщениям, убеждая себя, что задуманное им преступление не противоречит человеческим законам, оно нравственно дозволено.
Поэтому его увлекла идея о праве сильной личности «преступить закон», то есть он философски обосновал свое решение.
Какой мотив преступления из тех, которые Раскольников назвал Соне, является ведущим? Как начинается «наказание» героя? Как и почему изменилась его жизнь после убийства? Что понял Раскольников во время встречи с матерью и сестрой?
Почему после убийства старухи и Лизаветы Соня Мармеладова становится ему ближе всех людей? Какое место в романе занимают Лужин и Свидригайлов? Почему Раскольников не сможет жить по лужинскому принципу «все позволено»?
Лужин для себя одного готов преступить все препятствия. Другие люди для него — средство для достижения его эгоистических целей. Это человек абсолютно безнравственный, и писатель подчеркивает, что в условиях развития капитализма процветание лужиных так же неизбежно, как и гибель мармеладовых.
Раскольников не уголовник. Он не может «возлюбить лишь самого себя», а его самоанализ показывает весь ужас содеянного и невозможность для него, Раскольникова, «преступить» законы человеческой морали.
В чем раскаивается Раскольников: в том, что старуху убил, или в том, что не смог стать достаточно сильным, чтобы презреть муки совести? Почему он делает «явку с повинной»? На что рассчитывает Порфирий Петрович?
На то, что «натура» героя окажется сложнее и человечнее, чем его «теория». Этот расчет оказался верным. Так Раскольников пришел к Сонечкиной правде, к мысли о том, что надо смириться и терпеть.
В чем видит Достоевский путь к общечеловеческому братству? В чем отличие «Преступления и наказания» от детективных романов?
Прежде всего в том, что автор исследует не обстоятельства преступления, а его мотивы и приходит к самым глубоким философским выводам, доказав, что идея права сильной личности может возникнуть только на неблагополучном социальном фоне, в условиях несправедливого общественного уклада, что эта идея, фашистская по своей сути, бесчеловечна. Главные вопросы, которые ставит Роман, не что?, не как?, а почему?
В детективном романе главное — сюжет, а в «Преступлении и наказании» — беспокойно бьющаяся мысль гуманиста и философа, ищущего путь к общечеловеческой правде.
Вопросы и ответы к роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»