«Ворон», художественный анализ стихотворения Эдгара Аллана По
Самое известное стихотворение Эдгара По впервые увидело свет 29 января 1845 году на страницах нью-йоркского ежедневника «Evening Mirror». Произведение быстро приобрело популярность в англоязычной среде и восемнадцать раз было перепечатано как американскими, так и английскими изданиями. Классической версией «Ворона» стала публикация от 25 сентября 1845 года в «Richmond Semi-Weekly Examiner».
По признанию Эдгара По, сделанному в частной беседе со Сьюзен Арчер Телли Вайс, над стихотворением он работал более десяти лет. Однако отсутствие черновиков 30-х годов несколько опровергает данную версию истории создания «Ворона», первое письменное упоминание о котором относится только к 1844 году .
Методику создания «Ворона» Эдгар По подробно описал в 1846 году в эссе «Философия творчества». По мнению автора, главным принципом работы над поэтическим произведением является точность, жесткая последовательность и отсутствие какой-либо случайности в выборе тех или иных элементов текста. Своей главной целью при создании «Ворона» По видел произведение, которое одинаково хорошо удовлетворило бы вкусам как читающей публики, так и литературных критиков.
Идеальным поэтическим объемом писатель считал форму в сто строк. «Ворон» чуть превышает ее, представляя собой текст из ста восьми строк, укладывающихся в восемнадцать строф .
Тема стихотворения — переживания горя, вызванные смертью любимой женщины — родилась у По частично из личных потерь , частично из авторского представления о том, какой именно сферы должно придерживаться поэтическое произведение . Основной эмоциональной тональностью «Ворона» стала грусть и меланхолия, что, по мнению автора, является наилучшим чувственным компонентом любого стихотворения . Главным художественным эффектом писатель выбрал рефрен, который постоянно преображал для того, чтобы избежать связанной с ним монотонности.
По мнению ряда исследователей, сюжет и центральный художественный образ говорящего с лирическим героем Ворона возник у По под влиянием романа Чарльза Диккенса «Барнеби Радж», в конце пятой главы которого ворон по кличке Грип издает звук, напоминающий героям звуки «как будто кто-то скребется в дверь» или «тихонько стучит в ставень». Ворон По при этом лишен свойственной диккеновской птице комичности и многословия: все его действия наполнены неизменным драматизмом, усугубляющим внутренние переживания лирического героя.
Художественный Образ Ворона основывается на фольклорных представлениях об этой птице как спутника смерти, символа мудрости и пророческого начала. Лирический герой — классический романтик, который не может забыть свою возлюбленную Ленору . Художественное пространство стихотворения — комната лирического героя — рисуется через мрачные, таинственные элементы: старинные книги, камин, в котором тлеют угли, трепещущие пурпурные занавески, бархатная алая подушка, окна с решетками, бюст Паллады — древнегреческой богини мудрости над дверью.
Художественное время произведения под стать художественному пространству: ненастная, ветреная декабрьская полночь — самое мрачное время суток и финал года.
Тоскующий по умершей возлюбленной лирический герой ищет в старинных книгах ответ на вопрос, возможно ли забвение для страдающей души? Влетевший в его окно Ворон, в начале подавший о себе знак трепетом пурпурных занавесок, а затем тихим стуком в дверь, становится живым ответом, твердящим на все реплики лирического героя одно и то же слово — «Nevermore» . Сложное слово, состоящее из двух наречий, усиливает смысл неотвратимости и безысходности смерти и приводит лирического героя к мысли о том, что он никогда не сможет преодолеть свое горе и встретиться с Ленорой ни в этой жизни , ни в райской.
«Ворон», художественный анализ стихотворения Эдгара Аллана По