Воспитательная и развивающая функции подвижной игры. Подвижная игра как социальное явление
Появление игры относят ко времени первобытного общества, которое отличалось синкретичностью народного искусства, то есть слитным неразвитым состоянием пения, пляски, музыки. Игры являлись в то время частью нарождающегося искусства человеческого общества, в котором отражалась специфика бытовых и трудовых действий человека.
В период становления теории подвижных игр в результате огромного и постоянного внимания к ней педагогов и ученых многих стран с различными системами сформировались две точки зрения на сущность игры. Условно эти точки зрения можно обозначить как западную и отечественную.
Западная теория характерна оценкой игры как таковой с биологической точки зрения и основана на сравнении игры человека и животного. Считалось, что осуществляется механический перенос природного проявления игры животного на социальную природу игры человека. При этом не принимались во внимание качественные проявления человека в процессе занятий игрой.
Данный взгляд насущность игры основывался и на том, что социальные преобразования, вызванные научным и техническим прогрессом, не могут изменять природу человека. В основе взглядов западных теоретиков лежало стремление обосновать теорию игры, руководствуясь результатами изучения самопроизвольно возникающих игр, рассматривая их только как вызванное внутренними причинами природное проявление. Игра, таким образом, как явление обосновывалась так называемым таинственным биологическим «инстинктом игры «, что отождествляло игру животного и человека. Эта позиция отрицала единство биологического
И социального в стремлении человека посредством игры отразить на эмоционально-двигательном уровне различные стороны своей жизнедеятельности. Таким образом, западная теория игры практически отрицала высокую организацию игры человека посредством его мышления, внесения в сущность игры ее смысла, решения определенных задач, достижения цели. Следует предположить, что подобные взгляды на сущность игры основывались западными специалистами на познании особенностей игры ребенка раннего возраста, который в силу своих возрастных особенностей еще не приступил к осознанию собственного «я » как наделенного мышлением, своим личностным местом в обществе и в силу этого во многом подобного в игре животному. Эта теория так называемой «свободной игры » предполагала, да и отражает в наши дни, свободу «самовыражения » ребенка, что, в свою очередь, отрицает, прежде всего, педагогическое значение игры, целенаправленную организацию и управление игровой деятельностью детей.
Такой подход порождает игры, если их можно так называть, основанные на проявлении инстинкта агрессии, разрушения, что очень явно проявляется во времена перемен, в период перехода от одной общественно-экономической формации к другой. Отмеченное, безусловно, не отрицает важность биологических предпосылок в ребенке для осуществления игровой деятельности. Этой предпосылкой, прежде всего, является человеческая функция мозга как основа формирования в игре важнейших телесно-двигательных и социальных качеств растущего ребенка.
К основоположникам российской национальной теории игры относят Г. В. Плеханова, крупнейшего философа начала XX столетия. Он впервые подверг критике биологические концепции происхождения искусства, доказывая, что искусство, эстетические чувства и понятия рождаются в результате трудовой деятельности человека, общества. Это в полной мере можно относить и к игре, в которой человек проявляет искусство телесных движений и мышления. Г. В. Плеханов в свое время подверг критике положения западной теории игры и ее идеологов Калоцца, Гросса, утверждавших, что в основе игры лежит лишь врожденное стремление человека к деятельности, т. е. условие подготовки к жизни, взгляды на игру Торндайка, рассматривающего игру как проявление
Наследственного инстинкта человека, с ограничением воспитательных возможностей. В своих работах Г. В. Плеханов критикует Спенсера и Бюхера, которые считали игру способом и формой выхода избыточной энергии человека, а также Шиллера, для которого игра направлена лишь на получение от нее удовольствия.
Г. В. Плеханов доказывал с философских позиций, что инстинкты человека, обусловленные наследственностью, в процессе его воспитания играют значительно меньшую роль, чем те же инстинкты в жизни животного. Он отмечал, что человек не рождается охотником или землепашцем, он становится тем или другим под влиянием окружающих его условий. В процессе развития человеческого рода первичной была охота, а затем уж появились игры в охоту, олицетворяющие удовлетворение этой потребности в ходе игры. Генезис игры — как исторический процесс ее возникновения, становления и развития по Г. В. Плеханову определяет в жизни общества первичным труд и вторичной игру. Безусловно, разделяя эту позицию, следует учитывать и то обстоятельство, что в истории человеческого общества игра человека в возрасте ребенка, конечно же, предшествует его трудовой деятельности.
При этом широчайший спектр ценностей подвижных игр, разносторонность воздействия дают основания считать их важнейшим средством физического воспитания детей различного возраста.
Выдающиеся педагоги, мыслители России Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, В. Г. Белинский своими воззрениями на игру внесли существенный вклад в развитие теории и методики игры, считали ее мощным средством нравственного воспитания. Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов подчеркивали значимость подвижных игр в интеграции физического, умственного и нравственного воздействия на ребенка. Н. Г. Чернышевский считал игру для взрослых средством их отдыха, то есть средством психофизической реабилитации.
Замечательный педагог России К. Д. Ушинский одним из первых определил образовательную ценность игры в ее сочетании с обучением как таковым. Подвижную игру К. Д. Ушинский представил своеобразным зеркалом действий и переживаний ребенка. Игровая действительность более интересна ребенку, чем реальная, поскольку она ему более понятна.
По мнению К. Д. Ушинского, игра есть «отчасти собственное создание ребенка «, продукт его детской деятельности. В собственно реальную жизнедеятельность ребенок не может войти в силу своего малого возраста и относительной сложности жизни. Игра же позволяет ребенку постепенно знакомиться с окружающей действительностью путем простейшего игрового моделирования участия в ней, попыток принятия обстановочных решений.
Игры оказывают положительное влияние на формирование и развитие воображения ребенка, который, как показал К. Д. Ушинский, целенаправленно пытается влиять на окружение, изменять его в рамках доступного мышления и действия.
Приоритет теоретического обоснования игры, средства и метода физического воспитания, принадлежит выдающемуся ученому, педагогу П. Ф. Лесгафту. По его мнению, ценность игры заключается, прежде всего, в том, что она как упражнение готовит ребенка к жизни. П. Ф. Лесгафт первым выделил следующие важнейшие ценности игры: осознанность, интеллектуальность действий, блестящую возможность обучения детей управлению своими движениями; вероятность формирования личностных качеств.
Таким образом, ценность игры по П. Ф. Лесгафту — в неповторимой возможности формирования в ребенке телесной и духовной гармонии, его творческом познавательном отношении к себе и к окружению.
Фундаментальность вклада П. Ф. Лесгафта в создание теории и методики игр определяется временем. Более одного века взгляды выдающегося педагога являются основополагающими и востребованными в современном физическом воспитании, в подготовке педагогических кадров. «Кажется, чего легче, как вести игру, а между тем — это самое трудное дело, и очень редко приходится встречать руководителя, стоящего на уровне своего положения «, — так пророчески определил П. Ф. Лесгафт роль педагога в подвижной игре.
В подтверждение теории игр П. Ф. Лесгафта великий ученый И. М. Сеченов своими исследованиями показал наличие развивающего влияния игровых действий ребенка на формирование его мыслительных процессов, на активизацию посредством игр органического вхождения взрослеющего человека в мир общества.
Плодотворным изучением и определением места подвижных игр в современном физическом воспитании, создании их теории и методики занимались В. В. Гориневский — как один из создателей науки о физическом воспитании, В. Г. Марц, Л. В. Былеева, Л. И. Гурович, В. Г. Яковлев. Усилиями этих ученых подвижные игры получили статус важнейшего элемента государственной системы физического воспитания, средства гармонического развития личности.
Важным и ценным наследием познания социальной сущности подвижной игры является опыт известного педагога-новатора А. С. Макаренко. В своей практической педагогической деятельности, в разработке теоретических аспектов подвижных игр А. С. Макаренко особое внимание уделял применению игр с целью воспитательной работы с детьми. Усилиями этого педагога-ученого игровая деятельность ребенка определена, наряду с учебной, трудовой и общественной деятельностью, ценнейшим средством и методом формирования культуры личности ребенка. Система применения подвижных игр, общедоступных спортивных и военизированных, разработанная А. С. Макаренко, является и в настоящее время важнейшим педагогическим методом воспитания подрастающего поколения.
Игра, по мнению А. С. Макаренко, приучает ребенка к таким психофизическим условиям жизнедеятельности, в которые он непременно попадет, но уже более подготовленным к ним посредством разнообразной игры.
Благодаря целенаправленному познанию подвижных игр российскими учеными была создана, развивается и совершенствуется национальная теория и система применения подвижных игр в воспитании подрастающего поколения. Исследования современных российских ученых, педагогов-новаторов способствуют расширению представлений о социальной значимости игры — системного явления, средства и метода физического развития и совершенствования, психологической реабилитации, формирования в ребенке личностных качеств гражданина нового демократического общества.
Воспитательная и развивающая функции подвижной игры. Подвижная игра как социальное явление