Воспоминание о будущем
Уж так устроен человек, что один из главных занимающих его вопросов — вопрос «Что будет?». Каким будет будущее — светлым, мирным, счастливым, полным беззаботной радости и детского смеха или, наоборот, черным, горьким и безрадостным?
Подобные вопросы вряд ли предполагают точные однозначные ответы. Ведь будущее отделено от нас непреодолимой стеной времени. Издревле человек стремился преодолеть время и заглянуть в свое «завтра».
Но можно ли предугадать пути развития человечества?
Страстное желание заглянуть за завесу времени присуще уже писателям античности. Например, стремление к микропорядку, в котором все зависело бы от всеведущей власти, древнегреческий философ Платон воплотил в своем труде «Государство». Основной идеей этого Сочинения стала идея о создании идеального политического строя.
Платон считал, что существование человека невозможно вне общественно-политической жизни.
Описанное Платоном государство состоит из трех сословий: правителей, стражей и трудящихся — крестьян, ремесленников, торговцев и т. д. У каждого сословия есть свой круг занятий и представители каждого из сословий должны в совершенстве владеть своим мастерством: правители-философы — управлением, стражи — охраной государства от внешних и внутренних врагов, а крестьяне и ремесленники — производством материальных благ для себя и для первых двух сословий.
Каждому сословию соответствуют свои этические добродетели: правителям-философам — мудрость, стражам — мужество, крестьянам и ремесленникам — послушание. Гармоничное сочетание деятельности сословий и их добродетелей создает справедливый государственный строй. Государственному строю и идее справедливости соответствует человеческая душа, состоящая из трех частей: разумной, вожделеющей и растительной.
Чтобы искоренить корыстолюбие и алчность, Платон предлагал ликвидировать частную собственность.
Платон даже попытался воплотить свою идею в жизнь в Сиракузах на Сицилии. Однако из затеи ничего не вышло, и философ разочаровался. Под конец жизни он написал книгу «Законы», где изобразил полицейское казарменное государство, которое принуждает людей быть счастливыми против их воли.
После Платона самыми известными утопистами были Т. Мор , Т. Кампанелла и Ф. Бэкон .
В «Золотой книге, столь же полезной, как и забавной, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии» Т. Мор воплотил свой идеал общественного устройства, якобы осуществленный на фантастическом острове, расположенном на западе в океане.
Об острове в книге рассказывает вымышленный путешественник Рафаил Гитлодей. На придуманном Мором острове Утопия идеальные социальные порядки основаны на общественной собственности, на полном социальном и политическом равенстве, распределении жизненных благ по потребности и всеобщей обязанности трудиться. Все жители острова в обязательном порядке занимаются ремеслами и земледелием. Основной хозяйственной и общественной организацией является семья, возглавляемая старейшим.
Все продукты, произведенные семьей, сдаются на общественные склады, откуда каждая семья получает их по потребности. Рабочий день длится 6 часов, а все свободное время жители Утопии могут посвящать изучению различных наук. В современной мировой литературе существует большое количество произведений, в которых авторы пытаются заглянуть в будущее.
Это Замятин и Хаксли, Оруэлл и Платонов, Лем и Бредбери, Ефремов и братья Стругацкие. Многие из них не могут не показаться достаточно пессимистичными, вызывающими страх. Успокаивает понимание, что мы в ответе за нашу Землю, за нашу страну, за наше будущее. А для того, чтобы грозный Апокалипсис Иоанна Богослова не стал явью, лейтмотивом нашей жизни должно стать созидание, а не разрушение.
Тогда в своем стремительном полете сквозь пространство и время наша голубая планета наверняка не превратится в космический «Летучий Голландец», вечно несущийся в просторах Вселенной.
Воспоминание о будущем