• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > «Возможно ли счастье без свободы?»

 

«Возможно ли счастье без свободы?»

Роман был написан в 1921 году. Это время в истории России оценивается как неоднозначное и напряженное — время введения новой экономической политики, зрели угрозы новых гражданских войн, и положение в стране не было благополучным. Именно поэтому в романе подняты проблемы, к которым невозможно отнестись равнодушно. Автор в немного замаскированном обличии показывает нам отрицательные стороны обстановки, которая была в стране в то время. Замятин пытался не только ярко выразить проблемы отдельно взятой личности, но и коснуться политической и экономической ситуации, раскрыть философские стороны происходящих в романе событий.

Вопрос, который стоит передо мной, — это «возможно ли счастье без свободы?». Сначала следует разобраться в том, что же такое счастье, ведь под этим термином каждый видит что-то свое, неповторимое. Нет двух людей, которые понимали бы счастье одинаково. Для меня лично счастье в какой-то мере заключается в свободе, но надо трезво оценивать свои силы и максимально использовать возможности, которые у тебя имеются.

Счастливый человек — человек, в жизни которого осуществились лучшие его мечтания, лучшие его надежды. А что заключает в себе слово «свобода»? На мой взгляд, свобода — это независимость разума от внешних факторов и творческая активность. Можно назвать свободным такого человека, который делает все, что хочет, как хочет и когда хочет. По большому счету, абсолютной свободы не бывает, но каждый из нас может почувствовать себя таковым, если имеет способность мыслить без ограничений и преодолевать жизненные препятствия, то есть быть выше обстоятельств.

Теперь попробуем проследить по роману, что же является счастьем для главных героев и как оно зависит от свободы. Д-503 — главный герой-рассказчик, автор записок, составляющих текст романа, инженер и математик, конструктор и строитель космического корабля «Интеграл», название которого символизирует вершинную цель Единого Государства — «проинтегрировать бесконечное уравнение Вселенной». Именно в этом главный герой на данный момент видит свободу, но это мнение обманчиво.

В начале романа Д выступает как безусловный сторонник тоталитарной идеологии — «идеальной несвободы». В то же время обращается внимание на его волосатые руки — атавизм, явно противостоящий всеобщей «упорядоченности». В своих записках Д повествует о принятом ритуале исполнения приговоров над преступниками против Единого Государства: он видит в казнях аналог величественным жертвоприношениям древних времен. В поисках какого-то счастья с 0-90 и I Д впервые отчетливо осознает собственное «раздвоение»: «Мы, на земле, все время ходим над клокочущим, багровым морем огня, скрытого там — в чреве земли.

Но никогда не думаем об этом. И вот вдруг бы тонкая скорлупа у нас под ногами стала стеклянной, вдруг бы мы увидели… Я стал стеклянный. Я увидел — в себе, внутри. Было два меня.

Один я, прежний, Д-503, нумер Д-503, а другой… Раньше он только чуть высовывал свои лохматые лапы из скорлупы, а теперь вылезал весь, скорлупа трещала, вот сейчас разлетится в куски и… что тогда?» Интересным становится тот факт, что появляться на улицах после 22.30 запрещено, и «нумерам» противопоказан алкоголь, т. е. стоят определенные ограничения, которые мешают свободно существовать. На следующем этапе романа герой испытывает кризис веры и впервые видит себя в зеркале отстранено, как какого-то «его». 0-90 говорит Д: «Вы не тот, вы не прежний, вы не мой!» Д, который теперь живет не в «разумном», а в «древнем, бредовом» мире, понимает справедливость слов О, но ничего не может объяснить ей.

Нигде не может ощутить свободу главный герой романа, даже на своем рабочем месте — на эллинге, где строится «Интеграл», Д чувствует, что ему, «преступнику отравленному — здесь не место», поскольку идея Единого Государства и, соответственно, корабля перестала быть для него смыслом жизни. Не видя I в течение нескольких дней, Д бродит возле ее дома и пропускает начало общеобязательной лекции. Видно, как инженер оказывается запертым в самом себе и теряет смысл жизни. Д окончательно осознает, что математика не может полностью объяснить мир: область иррациональных чисел ассоциируется для него с «душой».

Во время фиктивных выборов главы государства — Благодетеля — I демонстративно голосует «против», спасая ее, поэт R несет I в объятиях, однако Д из чувства ревности пытается помешать ему и сам спасает героиню. Записывая свои впечатления от этого дня, герой размышляет: «Неужели обвалились спасительные вековые стены Единого Государства? Неужели мы опять без крова, в диком состоянии свободы — как наши далекие предки?» Вот в этом эпизоде проскальзывает тема свободы, но не особо привлекает внимание.

Тема счастья также существует в романе, но оно является на самом деле ложным. Узнав о предстоящей всем «нумерам» операции по «удалению фантазии», Д полагает, что это и есть искомое всеобщее счастье, но потом Д видит на улице первую колонну оперированных — людей, у которых удалена фантазия: «не люди — а какие-то человекообразные тракторы». Именно это и заставляет его изменить свое мнение.

Дальше по ходу романа Д оказывается в окружении заговорщиков и не видит выхода. Однако в этот момент инженера, как и всех присутствующих, хватают стражники, их подвергают «Великой Операции». В этот апокалипсический час Д просит у соседа бумагу, чтобы сделать какие-то пометки. Последняя запись сделана уже «новым» героем: от «прежнего» сохранился лишь почерк. «Новый» Д-503 абсолютно счастлив.

На следующий день после операции он явился к Благодетелю и рассказал обо всем без каких-либо нравственных затруднений. Он спокойно наблюдал пытки, которым подвергли I и других заговорщиков. Герой полагает, что восстание удастся подавить: «Я надеюсь — мы победим. Больше: я уверен — мы победим.

Потому что разум должен победить». Я считаю, что это неправильно: человек лишился самого дорогого — своей фантазии, и тем самым обрел счастье. Но это счастье мнимое… Если счастье у жителей Единого Государства, хоть и фальшивое, но есть, то со свободой дела обстоят еще хуже.

Каждый в романе несвободен, например, 0-90 находится во власти материнского инстинкта и страстно хочет иметь ребенка, на что не имеет права по законам Единого Государства. Жизнь регламентирована до мелочей: люди живут по Часовым Скрижалям; для принятия пищи предусмотрено «пятьдесят узаконенных движений на каждый кусок», нумера должны «жевать в такт под метроном»; все ходят в одинаковой одежде и посещают «обязательные занятия». Для жителей предусмотрено даже разрешение на сексуальную связь — розовый талон и право задернуть шторы в квартирах с прозрачными стенами.

Само понятие свободы определяется как «математически-безошибочное счастье, к которому приведет прямая линия Единого Государства». С самого начала романа речь идет не о людях, а о «нумерах»- это в высшей степени безнравственно и жестоко. Есть и прямое тому подтверждение: «Нет ничего счастливее цифр, живущих по стройным вечным законам таблицы умножения.

Ни колебаний, ни заблуждений». Отрицается все светлое и доброе, в том числе и любовь, которая называется болезнью, страстной и мучительной. Главной задачей Интеграла является то, что нужно осчастливить людей.

Вся проблема в том, что этого нельзя добиться насильственно, именно поэтому и разгорается восстание. Основной силой в романе является власть машин и безграничная власть государства, причем методы борьбы с ними кажутся бессильными. Жизнь общества заключается в однообразии и однотипности.

Все находятся под жесточайшим надзором «хранителей», ничего не делается без их ведома. В таком жестком режиме погибает все человеческое: чувства, эмоции, мысли и поступки. Единое Государство являет собой «идеальную несвободу», которой все пропитано, и во главе всего стоит идея равенства. Люди, живущие здесь, неспособны существовать вне замкнутого круга.

Безразлично, нравится им эта жизнь или нет — в другой они жить просто не сумеют. В тексте есть строки которые как нельзя лучше показывают обман в обещании ложного счастья: «… Там вас вылечат, там вас до отвала накормят сдобным счастьем, и вы, сытые, будете мирно дремать, организованно, в такт, похрапывая, — разве вы не слышите этой великой симфонии храпа?

Смешные: вас хотят освободить от извивающихся, как черви, мучительно грызущих вопросительных знаков. Скорее — наверх — к Великой Операции». Вот именно таким суровым и античеловеческим образом людей призывают к «уравниловке», и на передний план выдвигаются такие потребности, как еда и сон.

Нет больше ничего, все остальное не рассматривается, а они называют это счастьем, и даже сны — это «серьезная психическая болезнь». Перед населением Единого Государства стоит своего рода миссия с довольно глобальным размахом, которую они должны выполнить: «Вам предстоит подчинить неведомые существа, обитающие на других планетах — быть может, еще в диком состоянии свободы. Если они не поймут, что мы несем им математически безошибочное счастье, наш долг заставить их быть счастливыми».

Все реализовывается по точному плану и приказу, здесь отказ от внедрения «формулы счастья» просто не предусмотрен. Неужели счастье можно навязать? Кажется, что техническому прогрессу все по силам, но в реальности это совсем не так. Без соответствующих законов развитие науки может привести к непоправимым последствиям.

Просто ужасающе звучит фраза — «заставить быть счастливыми». Люди являются просто жертвами прогресса — они лишились свободы при помощи уникальной и в то же время разрушительной техники. В итоге, все-таки нельзя осчастливить людей искусственным и таким жесточайшим образом. В романе люди как раз поплатились свободой за свое нежелание воспринимать мир таким, какой он есть.

При подробном рассмотрении романа я сделал выводы, что каким бы и для кого не было счастье, без свободы его развитие невозможно. Каждый человек, независимо от его взглядов и определения им ценностей, должен быть свободным прежде всего для самого себя. Только так он сможет самореализоваться и воплотить в жизнь свои замыслы.



«Возможно ли счастье без свободы?»

Другие сочинения по теме:

  1. «Великое счастье свободы не должно быть омрачено преступлениями против личности, иначе-мы убьем свободу своими же руками…» Роман Евгения Замятина «Мы» был написан в 1921 году. Над романом он работал в годы Гражданской войны, и поэтому в...
  2. Кто украл счастье? по драме И. Франко «Украденное счастье» Драма «Украденное счастье» — одно из наилучших произведений Ивана Франко. Занимает она почетное место в украинской классической драматургии. И. Франко,...
  3. Мечта о счастье. Сочинение с элементами размышления Сочинение на основе произведения Б. Лепного «Цвет счастья». Что такое счастье? На этот вопрос, наверное, нет, да и не может...
  4. «Счастье не в счастье, а в его достижении…» Ф. М. Достоевский Счастье человека — в делах его. И в его последователях. Именно они продолжают стремления своего наставника. Очень многие поэты, писатели...
  5. Поэма «Двенадцать» — гимн революции или осуждение «свободы без креста»? Творческая судьба Александра Блока. Революция для Блока — возможность создания новых общественных отношений. Понимание Блоком противоречивости стихийных сил революции. Осуждение...
  6. Сочинение Малахитовая шкатулка, Счастье не в счастье, а в его достижении&;;;;;;amp Поиски счастья — основная тема многих произведений русских писателей Весьма своеобразно рассказано об этом в переработанных Бажовым преданиях уральских мастеров...
  7. Проблема свободы Каждый из нас стремится к свободе как к духовной, так и физической. Мы старательно избегаем тех случаев, которые так или...
  8. Что значит «жить не по лжи»? Возможно ли это сегодня? Правда и ложь, правда и кривда — вечное противоборство в умах и сердцах людей. С детства каждый знает, что правда...
  9. Концепция Толстого нравственной свободы человека В образах центральных героев выявляется толстовская концепция нравственной свободы человека. В одном из черновиков Толстой так объяснил свое обращение к...
  10. Идеи свободы в лирике А. Пушкина Идеи свободы пронизывают всю лирику Пушкина. Их содержание пополняется, переосмысливается и видоизменяется на протяжении всего творческого пути поэта. Так, например,...
  11. Тема свободы в лирике А. Пушкина 1820-1822 годы в творчестве Пушкина — расцвет романтизма. В художественной системе романтизма ключевое место занимает свободная личность героя, для романтика...
  12. Сочинения по литературе: как все успеть? И возможно ли? В статье рассказывается о том, как большинство школьников подходят к написанию сочинений по литературе и какие меры предпринимают, чтобы облегчить...
  13. Тема свободы в лирике А. С. Пушкина Сочинения по литературе: Тема свободы в лирике А. С. Пушкина Тема свободы всегда была для Пушкина одной из важнейших. В...
  14. Почему Маша не приняла свободы из рук Дубровского? Большинство видит лишь одну причину отказа Марьи Кириловны уйти с Дубровским — верность клятве венчания. «Маша отказалась оставить Верейского и...
  15. Образ Земфиры, как предельное выражение степной, цыганской свободы в поэме «Цыганы» Образ Алеко породили такой живой и сочувственный отклик у К. Ф. Рылеева и других декабристов. Но вместе с тем уже...
  16. Классный час на тему свободы Н. А. Бердяев О, дайте, дайте нам свободу! Очень важно, чтобы ребята с первых занятий выработали собственное понимание гражданской позиции,...
  17. В чем счастье? В чем счастье? Однажды отец богатой семьи решил взять своего маленького сына в деревню, на ферму, чтобы показать сыну, насколько...
  18. Борьба свободы и тоталитаризма в романах Фейхтвангера Значительный вклад в мировое антифашистское движение внес Лион Фейхтвангер (1884 — 1958). Фейхтвангер — автор целого ряда произведений, обращенных в...
  19. Счастье приходит лишь к счастливым людям! Сочинение по рассказу А. Стороженко «Сокровище». Что такое счастье? Что-то материальное, драгоценное или, наоборот, обычное и повседневное? Наверное, счастье —...
  20. Проблема любви и свободы в рассказе М. Горького «Макар Чудра» Рассказ «Макар Чудра» — романтическое произведение, созданное в 1892 году. И, как почти все ранние произведения Горького, оно проникнуто духом...
« Идея гармонии человека и природы
Судьба русской крестьянки в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения