Возможности развития эмоционально-волевой сферы первоклассников в период адаптации к школе
V
А. С. Макаренко писал: «Среди проблем самой первой степени значимости стоит проблема воспитания воли, мужества, целеустремленности».
В обучении большую роль играют эмоции, интерес, воспитание «на положительном фоне», но, считаю, нельзя создавать тепличные условия обучения, ведь через преодоление трудностей развивается воля. И все же в волевом усилии важную роль играют положительные эмоции: радость творчества, гордость за свое дело, чувство удовлетворения — эмоциональный «попутный ветер».
Начало обучение в общеобразовательной школе считается одним из наиболее значимых факторов, воздействующих на эмоционально — волевые свойства учащихся младших классов. В процессе адаптации к школе довольно часто встречаются негативные психологические проявления в поведении детей. Среди причин, усугубляющих рост негативных проявлений, обычно называются трудности, связанные со сменой социального положения детей, а так же связанные с приспособлением к учебной деятельности.
В каждом классе есть Дети, которые легко вступают в общение со своими сверстниками и со взрослыми. У кого-то это получается не сразу, есть и такие дети, которых одноклассники не принимают в общие игры. Конечно, причины этого могут быть разными, но, безусловно, немалую роль играет и уровень эмоционального интеллекта. Но можно ли развивать его?
И как это делать?
В настоящее время существует немало тренингов, посвященных развитию и становлению эмоционального интеллекта.
Эмоциональный интеллект формируется у ребенка в течение всей жизни, с самого рождения, и происходит это тем успешнее, чем разнообразнее взаимодействие ребенка с родителями и другими близкими. Значительную роль играет тут умение назвать эмоцию. Надо научить детей правильно реагировать на эмоции и выражать их.
Эмоциональный интеллект можно развивать в играх.
Многим известна игра «Пантомима». В ней ведущий жестами и мимикой изображает какое-то чувство или состояние человека, а другие должны угадать, что он имеет в виду. Начинать стоит с более простых эмоций, таких, как радость или гнев, а со временем переходить к более тонким и сложным .
А вот игра «Испорченный телефон». В нее можно играть не словами, как обычно, а «передавая» соседу выражение лица. Какая эмоция задавалась ведущим и что получилось на выходе?
Когда вы спрашиваете у ребенка, что он чувствует, не торопите его с ответом. Лучше подайте ему пример: расскажите о своих чувствах и эмоциях.
Важнейшее условие готовности ребенка к систематическому труду в школе — умение подчинять свои действия заранее поставленной цели, способность планировать деятельность, контролировать ее выполнение, преодолевать трудности. Уровень волевого развития у разных учащихся различен, но для успешной учебы необходимо, чтобы каждый ученик сумел безболезненно принять новые требования, понять и принять специфику учебной ситуации, требования учителя. Ребенок должен быть готов понять и принять относительную условность общения, правила и нормы поведения.
Именно недостаточное волевое развитие часто и есть причина неуспеваемости ребенка в школе.
Умение общаться со сверстниками и учителями, развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе — все это важные составляющие развития эмоционально-волевой сферы ребенка, поэтому полезно в период адаптации первоклассников к школе включать в процесс обучения игры и упражнения, направленные на знакомство детей, развитие у них умения взаимодействовать друг с другом:
Психогимнастика » Поменяйтесь местами все те…»;
Игра «Снежный ком»;
Упражнение «Что я больше всего люблю делать и чему хотел бы научиться»;
Игра «Раз, два, три, за мною повтори»;
Игра «Ручеек» и др.
Известно, что велика связь эмоций с волевыми качествами и вниманием человека. Направляя внимание на тот или иной объект, мы делаем его значимым для себя. Чем полнее и пристальнее наше внимание, тем интенсивнее и восприятие, и осмысление окружающей действительности, и принятие новой информации.
Привлечение внимания детей к таким составляющим школьной жизни, как правила поведения в школе, осознание того, зачем нужен процесс обучения, умение разными способами оценивать свою деятельность, повышает значимость данных событий, помогает в дальнейшем управлять своими эмоциями, развивает терпение и выдержку первоклассников.
Следует отметить, что первоклассников очень увлекают сюжеты различных сказок, поэтому в ходе занятий можно обращаться к сказкам, историям из жизни школы : «О муравьишке, который пошел в школу», «Самый лучший первоклассник», «Урок в лесной школе», «Первые оценки».
Возможности развития эмоционально-волевой сферы первоклассников в период адаптации к школе