Возвращение скульптуры В. Мухиной «Рабочий и колхозница»
Каждая эпоха в жизни страны имеет свои культурные символы. Безусловно, символом советского времени во многом является скульптура В. Мухиной «Рабочий и колхозница». Это огромная композиция была создана в 1935 — 1937 годах, чтобы представлять СССР на Всемирной выставке в Париже. «Рабочий и колхозница» выражала основную идею Советского государства — власть народа, рабочих и крестьян. Над головой герои композиции высоко поднимали эмблему СССР — серп и молот. Интересно, что на создание этой скульптуры архитектора Б. Иофана вдохновили античные статуи «Тираноборцы», где герои стоят рядом с мечами в руках, и «Ника Самофракийская».
Интересно также, что в Париже «Рабочий и колхозница» была установлена напротив немецкого павильона, символом которого являлся гитлеровский орел. На выставке скульптура Мухиной произвела фурор. Парижане были в восторге от этого символа страны Советов и даже хотели оставить его у себя. Это, наверное, спасло скульптуру, ведь первоначально ее, после окончания выставки, планировали переплавить.
Однако «Рабочий и колхозница» благополучно вернулась на родину и была установлена перед Северным входом в ВСХВ . Безусловно, значимости этой скульптуре добавило и то, что в 1947 года она стала символом советского кинематографа. Ее в качестве эмблемы выбрала главная киностудия страны — «Мосфильм». С «Рабочего и колхозницы» начинаются такие кинематографические шедевры, как «Андрей Рублев», «Баллада о солдате», «Летят журавли» и многие другие. Из-за своих огромных габаритов скульптура Мухиной несколько раз подвергалась демонтажу и реконструкции.
Так, при перевозке в Париж «Рабочего и колхозницу» разбирали на 65 частей, а во французской столице собирали вновь. Кроме того, при возвращении в Москву скульптура повредилась, и ее пришлось реконструировать. Пережила скульптура и реконструкцию в 1979 году, но в годы Перестройки она вновь стала нуждаться в тщательном «ремонте». Деньги нашлись лишь в 2004 году.
Тогда и была начата последняя реконструкция «Рабочего и колхозницы». Скульптура была разобрана на 40 частей, которые планировали собрать в конце 2005 года. Однако из-за недостаточного финансирования реконструкция длилась около пяти лет. В ходе этого «ремонта» композиции был укреплен и увеличен ее постамент, в котором планируется поместить музей В. Мухиной.
Кроме того, были вычищены и покрыты антикоррозийным составом элементы скульптуры. Торжественное открытие обновленного «Рабочего и колхозницы» состоялось 4 декабря 2009 года. Это событие воспринялось неоднозначно: кто-то приветствовал возрождение скульптуры, кто-то говорил, что это символ страшного советского времени и его нужно уничтожить. Масла в огонь подливал и тот факт, что на реконструкцию скульптуры Мухиной ушло около 1 млрд рублей.
Лично я на стороне тех людей, кто приветствует восстановление «Рабочего и колхозницы». Это символ огромного периода в истории нашей страны. Пусть он не столько радостный, сколько печальный. Однако надо помнить и эти суровые уроки истории, чтобы не повторять их.
Кроме того, «Рабочий и колхозница» имеет не только историческую, но и культурную ценность как памятник соцреализма. А уничтожать памятники — это варварство, с какими бы целями это ни делалось. Именно поэтому я порадовалась, когда узнала, что наконец реконструкция завершена, и «Рабочий и колхозница» займет свое законное место, обновленная и усовершенствованная.
Возвращение скульптуры В. Мухиной «Рабочий и колхозница»