Возврат к социальной действительности: Мартин Шперр и Франц Ксавер Крец
Во второй половине 60-х годов выросло новое поколение молодых драматургов: М. Шперр, Р. В. Фасбиндер, Ф. К. Крец, а также Г. Рейнхаген — позже к ним примкнули Г. Хенкель и Г. Келлинг — стали обращаться к социальной действительности сельских, мелкобуржуазных и пролетарских слоев. Произведения Шперра, Фасбиндера и прежде всего Креца создавались под влиянием вновь открытых пьес Марии Луизы Фляйсер.
Мартин Шперр (род. в 1944 г.) в пьесе «Охотничьи сцены из Нижней Баварии» (премьера состоялась в 1966 г.), первой части баварской трилогии, которая ведет от архаичной деревни и мелкобуржуазного провинциального городка («Ландсхутские рассказы», премьера — в 1967 г.) в Мюнхен («Мюнхенская свобода», премьера — в 1971 г.), обнажил социальные механизмы, определяющие суть повседневных отношений с аутсайдерами. С реалистичной меткостью разоблачает он отношения социальной зависимости в баварской деревне, которые порождают жестокие антигуманные эмоции.
В «Ландсхутских рассказах» Шперр касается больших социальных вопросов: на примере конкурентной борьбы двух баварских строительных подрядчиков показано извращение человеческих отношений, осложненных к тому же еще и фашистской идеологией. В «Мюнхенской свободе» вскрыта взаимосвязь интересов бизнесменов и продажных политиков, с одной стороны, и судьбы плана оздоровления атмосферы одного города — с другой. В поставленной в 1970 году пьесе «Коралл Майера» Мартин Шперр показывает, что мелкобуржуазная среда — вполне пригодная основа для активизации фашизма, который смог построить свой репрессивный режим на комбинации зависти, приспособленчества и эгоизма, качеств, порожденных экономической структурой капитализма.
Пожалуй, самым продуктивным и популярным автором в Германии в 70-е годы был Франц Ксавер Крец (род. в 1946 г.). За восемь лет он написал более двадцати пьес, телеспектаклей, радиопостановок и киносценариев. В ранних пьесах, посвященных зачастую показу деревенских, допролетарских отношений, — «Звериные тропы» (1968), «Надомники» (1969), «Мужское дело» (1970), «Упрямство» (1970), «Двор Шталлера» (1971), «Дорога призраков» (1971), «Дорогой Фриц» (1972) — герои отличались своими социальными особенностями.
Драматические коллизии возникали из столкновений кажущейся абсолютной социальной детерминации с попыткой человека защитить хоть частицу своего счастья. При этом диалог, как, например, у Шперра на баварском диалекте, точно отражает социальную, духовную и психологическую ситуацию, то, как живут, работают и думают герои пьесы. Агрессивные имитации действий возникают как следствие социального гнета и указывают на отсутствие представления об альтернативе в сознании героев.
В последующих пьесах — «Верхняя Австрия» (1972), «Звездные талеры» (1974), «Гнездо» (1974) — главными героями становятся жители больших городов, действие в них больше не ограничивается только одним местом, как в ранних пьесах (например, в «Надомниках»), где профессиональные и семейные отношения развиваются в одной комнате. Диалоги и поступки персонажей стали более дифференцированными, не столько обличая тех, кем манипулировали, сколько раскрывая социальные взаимосвязи, во власти которых находятся герои. Кроме того, Крец в своих последних произведениях выводит героев, впервые осознающих свою социальную зависимость (пьеса «Кого я вижу», 1978).
В пьесах «Город Доломитовых Альп Линц» (1972) и «Дитя Мюнхена» (1973) использованы драматургические структуры, которые делают возможным введение обобщенных, выходящих за рамки сознания персонажей сцен. В пьесах-монологах «Концерт по заявкам» (1971), «Дальнейшие перспективы» (1974) и «Поездка в счастье» (1975) Крец показал различные женские судьбы в многослойных монологах, раскрывающих социальное и духовное содержание жизни этих женщин.
Крец совершенно сознательно ставит свой писательский труд во взаимосвязь с социалистическим движением и определяет этим свои размышления о функции, воздействии и структуре своих пьес 52.
Освещение социальной действительности было задачей, которую ставил себе и Райнер Вернер Фасбиндер (1946-1982) в своем разностороннем творчестве в области кино и театра; в последние годы Фасбиндер, однако, все больше приспосабливался к требованиям коммерческого искусства. В пьесе «Итальянка» (1968) Фасбиндер показывает, как группа молодых рабочих из чувства протеста против социальной зависимости и притеснений совершает нападение на одного греческого рабочего в Германии.
В его наиболее популярной пьесе «Бременская свобода» (1971) проблемы эмансипации женщины связаны с детективным сюжетом, причем стремление шокировать публику становится самоцелью. Телевизионная серия «8 часов — еще не день» (1972) детально изображает трудовую повседневность молодых рабочих в Германии. Пьесы швейцарского драматурга Генриха Хенкеля (род. в 1937 г.), писателей Герхарда Келлинга (род. в 1942 г.) и Герлинд Рейнсха-ген (род. в 1926 г.) также принесли на сцену социальные проблемы эксплуатируемых рабочих.
Пьеса Г. Хенкеля «Чистильщики железа» (1970), которую часто ставили и в театрах Западной Германии, показывает монотонность и отчужденность труда на примере двух рабочих.
Г. Келлинг использует документальный материал и действительно происходившие события; так, в пьесе «Работодатель» (1969) и в ее продолжении «Столкновение» он показывает, как предприниматели подавляют развитие пролетарского классового сознания.
Возврат к социальной действительности: Мартин Шперр и Франц Ксавер Крец