Времена пересмотра всей работы театров
Негативную значимость в формировании драмы сыграть роль направленность к бесконфликтности, нацеливавшая художников на облегченный подход к решению сложных проблем. Шаблон и заданность диктовали нередко движение интриги: самоуверенный, зазнавшийся руководитель (председатель исполкома, директор завода и т. п.), осознающий свои ошибки к финалу пьесы, непременный подхалим, терпящий вместе со своим начальником крах, и торжествующий положительный герой. Собственно по подобному виду основывались пьесы, определявшие репертуар театра ранних времен.
Постановление ЦК ВКП(б) от 26 августа 1946 г. «О репертуаре драматических театров и гранях по его совершенствованию» предусматривало пересмотр всей работы театров с целью приближения его к насущным задачам современности. Остро встал вопрос о повышении художественного мастерства создаваемых пьес и их идецной направленности.
Тенденции и веяния, характерные для литературы 40-х годов, коснулись и произведений на историческую тему (смещение акцентов особенно сказывалось на трактовке образов государственных деятелей). Среди многочисленных историко-биографических пьес тогдашняя критика выделила пьесу А. Довженко «Жизнь в цвету» (1947) о Мичурине и И. Попова «Семья» (1949), посвященную семье Ульяновых; ею отмечалось, что особенно удачным получился образ Марии Александровны, матери Ленина. Пьеса эта заняла почетное место в советской драматургической Лениниане.
Драматурги стремятся охватить разные стороны жизни: промышленное производство, положение дел в сельском хозяйстве, современную науку и историческое прошлое страны. Однако «производственная» тематика, понятая, как правило, в узкопрофессиональном аспекте, оттесняет на второй план проблемы моральные и духовные. Анализ социальных противоречий нередко подменяется иллюстрацией определенного тезиса с патетическими монологами и непременным благополучным финалом («Великая сила», 1946-1947, Б. Ромашова; и др.). Жизненные трудности в пьесах трансформируются в видимость конфликтов, порой преувеличенных или надуманных.
Серьезные просчеты драматургов стали предметом дискуссий и критики на страницах печати. Тон задала статейка «Правды» «Преодолеть отставание драматургии», в которой отмечалось отрицательное влияние «теории бесконфликтности» на состояние дел в театральном искусстве.
Времена пересмотра всей работы театров