Время разбрасывать камни и время их собирать
Сочинение размышление по роману А. Камю «Чума». Роман Альберта Камю «Чума» является вершиной творчества писателя. В нем воплотилось все, что пережил и осмыслил автор в года суровых испытаний. «Чума» — хроника одного трагического года в Оране, центре французской префектуры на алжирском побережье Средиземного моря. Автор дает детальное описание возникновения и распространение эпидемии чумы в городе. Но ненароком появляется такая фраза: «В мире было стлько чум, сколько войн». Фраза настораживает и заставляет возвратить к годам, когда слово «чума» было во всех на устах. Правда, не в прямом, а в переносном смысле — «коричневая чума», фашизм. За клиническими признаками зловеще обрисовывается исторически определенная морда «чумы» (фашизм) — нашествие, которое превратило Францию и всю Европу в концлагерь. По свидетельству самого Камю, «явное содержание «Чумы» — это борьба европейского Сопротивления против фашизма». В конце XIX — в начале XX ст. в искусстве происходит глобальный переворот, связанный с поиском новых форм изображения человека и мира. Опираясь на достижение психологической прозы XIX столетие, писатели все больше углубляются во внутренний мир человека. Особое место в литературе XX столетие занимает показ психологии героев, попытка изобразить сложность и текучесть психического процесса. Утонченность психологического анализа присущая творческой манере А. Камю. Роман «Чума» построен на притворной беде, которая случилась с жителями городка Орана в Алжире. Этот сюжет дает возможность автору создать многоплановое произведение. Но в романе есть и абстрактное, символическое содержание, которое дает возможность говорить о человеческом бытии, а роман воспринимать как притчу.
В устах Тарру, друга доктора Рие, слово «чума» приобретает многих значений, становится чрезвычайно вместительным. По его мнению (и по мнению автора), чума — не только болезнь, не только война, а также смертные судебные приговоры, расстрел побежденных, фанатизм церкви и фанатизм политических партий, гибель невиновного ребенка в больнице, плохо организованное общество. Она обычная, естественная, как дыхание, так как «все мы немножко зачумлены». Чума — мировое зло, которое во всякое время бродит в истории и всей нашей жизни. Поэтому ключом ко всей притче звучит ворчание бранного астматика, постоянного пациента доктора Рие: «А что такое, собственно, чума? То же жизнь, только и того». В конце счастливые люди празднуют освобождение от эпидемии. А доктор, думая над словами старика, доходит вывода, который каждого дня радость людей под угрозой, так как
«бацилла чумы никогда не умирает, никогда не скрывается, десятилетиями она может дремать где-то… и, возможно, настанет день, когда на бедствие и в науку людям чума разбудит крыс и пошлет их копать на улице счастливого города».
Зло, по Камю, в отличие от своего исторического прообраза, не подвергается исследованию. Оно убивает, — это все, что дано знать о нем его жертвам. Здесь и возникает бинарная позиция: человек — зло. За философией Камю, человек должна сделать «свободный выбор», чтобы стать Человеком. Люди должны смириться или бунтовать, третьего не дано. Герои Камю — бунтари. Они смело возникают против мирового злая, пусть даже это «сизифов труд» (так как вылечить так никого и не удалось, все ограничивалось лишь облегчением страданий, не удалось найти сыворотку — чума отползла сама, равно как и пришла). Как видим, все та же абсурдность бытия и так
Сам человек свободен, сделать выбор. И этот выбор делает его в самом деле Человеком.
Чума — суровый экзамен, который ставит два вопроса: что такая жизнь и что значит сохранить достоинство перед наступлением стихии и злая. Писатель-философ Камю верит, что зло вечное, но вечная и борьба с ним. И сила людей — в их содружества.
А. Камю разделял идеи экзистенциализма, философского течения, которое возникло в XX столетие Приверженцы этого направления центром своей философской системы делают личность. Понятие «бытие» заменяют понятием «экзистента» — существование отдельной личности. Материальный мир воспринимается как угроза, жизнь абсурдная. Человек одинокий в мире, она самая должна делать свой выбор. Свобода — это не благо, а тяжелое бремя, которое несет человек. Можно выбрать полное слияние с обществом, а можно быть самым собой, выбрать развитие своей личности и противопоставить себя обществу.
Психологию человека в ситуации выбора и исследует А. Камю в романе «Чума». Чума возникает как фатальная, абсурдная сила, перед лицом которой люди делают свой выбор. Наблюдая за людьми, которые вынуждены делать свой выбор, — бороться против чумы или надеяться на ее милость, врач Рие придет к выводу, который є больше оснований захватываться человеком, чем пренебрегать ее.
Новые возможности раскрыть психологию героя Камю находит в отсутствии непосредственных описаний внутренней жизни. Врач Рие — рассказчик романа. Но о себе он говорит в третьем лице, на первый план выдвигает поступки героев. Например, эпизод смерти сына следователя. Ему ввели вакцину, на которую возлагали большую надежду. Но мальчик лишь больше страдал и дольше умирал. После его смерти Рие бросает у лицо священнику жестокие слова уныния в возможность высшей справедливости. Автор ничего не говорит о переживании своего героя, но его несдержанность свидетельствует об отчаянии.
Время разбрасывать камни и время их собирать