«Все кончено» анализ стихотворения Брюсова
История создания
Стихотворение «Все кончено» было написано Брюсовым в 1895 г и вошло в сборник, название которого переводится с французского языка как «Шедевры». Он был издан в 1845 г., через год выдержал переиздание. Стихотворение вошло в цикл «Стихи о любви».
Оно посвящено актрисе Наталье Александровне Дарузес, которая выступала под псевдонимом Раевская на сцене московского Немецкого клуба. Брюсов расстался с ней в 1895 г.
Литературное направление и жанр
Сам Брюсов относил это стихотворение к жанру интимной лирики, но в нем есть и философская составляющая. Лирический герой пытается понять философию любви и разлуки. Попытка анализа происходящего поднимает героя над личными переживаниями.
Он находит закономерность в развитии событий и утешение в том, чем брошенный влюбленный утешится не может.
Такое обобщение, совершенная форма, высокий стиль, абстрактная лексика свойственны произведениям символизма.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение написано тремя восьмистишьями , которые Брюсов не разделил пробелами. Очевидно, так он хотел передать непрерывность физического и интеллектуально-чувственного движения героя.
Эпиграфом стала первая строфа стихотворения Пушкина с одноименным названием: «Все кончено. Меж нами связи нет». В нем лирический герой приходит к выводу, что любовь сотворена не для него, ведь он отвергнут возлюбленной и расстается с ней, продолжая любить и желая для любимой… новой счастливой любви.
Лирический герой Брюсова тоже переживает расставание, но утешается по-другому.
Первое восьмистишье посвящено движению героя по ночному городу. Он чем-то возбужден, но это счастливое возбуждение: он не может превозмочь восторга мечты, напевает. Второе восьмистишье звучит контрастом: лирический герой заявляет, что расстался с возлюбленной навсегда.
Эта мысль кажется ему нелепой и странной, ведь девушка продолжает быть любимой и вечно желанной.
Третья строфа раскрывает суть переживаний лирического героя, именно в ней заключена философия стихотворения: мучение от расставанья может быть сладким, мука — вызывать восторг.
Наверное, это чувство знакомо многим влюбленным. Они решают расстаться, их муки искренни, но в глубине души они, как и лирический герой Брюсова, надеются, что не перейдут грань разлуки.
Композиция каждой строфы кольцевая. Первая начинается и заканчивается образом ночи. Вторая начинается с утверждения о разлуке навсегда, а в конце лирический герой ставит это утверждение под сомнение.
Последняя строфа начинается и заканчивается утешением и забвением .
Тема стихотворения — расставание с возлюбленной и переживание этого чувства. Основная мысль: даже боль может быть сладкой, а мука рождает восторг. Когда человек влюблен, тогда и зло превращается в благо и источник вдохновения, энергии, жизни.
Тропы и образы
Основное средство передачи сумбурных мыслей бегущего человека — повторы слов , синонимов и однокоренных слов . Рефреном звучит: «Что за мысль несказанная, странная».
Брюсов использует восходящую градацию для нагнетания эмоционального возбуждения: спешу, бегу, убегаю прочь; сердце баюкаю, упиваюсь мукою, восторгов ищу, восторгами сердце баюкаю.
Город в первой строфе не враждебен герою, а, наоборот, помогает ему. Длинные узкие улицы, пустынные тротуары помогают беспрепятственному перемещению героя в пространстве города, так ему необходимому в момент душевного смятения. Манящие длинные тени соединяют лирического героя с пространством города, а старинные напевы — со всеми поколениями влюбленных.
Инверсия акцентирует внимание на эпитетах.
Ночь, названная светлой и тихой тоже способствует пешей прогулке. Оксюморон светлая ночь, прозрачная ночь наводит на мысль о весеннем Петербурге с его белыми ночами. Но стихотворение написано в ноябре, а Брюсов был москвичом.
Эпитет светлая приобретает символический смысл: это ночь озарения, просветления, понимания.
Мир чувств лирического героя раскрывается с помощью метафор и эпитетов: неясно туманная вереница годов без любви, мысль несказанная, мукой мечты, «восторгами сердце баюкаю», родник красоты в муке, «упиваюсь изысканной мукою».
Возлюбленную герой называет любимой, вечно желанной . Грань перед вечной разлукою — переломный момент в жизни лирического героя. Он уже принял решение, но еще этим вечером был рядом с возлюбленной, все еще переживает последний разговор и не верит, что он последний.
Лирический герой сумел соединить в едином миге счастливое прошлое и будущее, которое баюкает в своих мечтах.
Размер и рифмовка
Строфа, которой написано стихотворение — октет с рифмовкой абабабабаб, или сицилиана. Стихотворение написано разностопным анапестом. Мужская рифма чередуется с дактилической, что делает речь похожей на слова запыхавшегося, взволнованного человека.
«Все кончено» анализ стихотворения Брюсова