Все начинается с детства
Урок внеклассного чтения по рассказу Юрия Яковлева «Зимородок» в 6-м классе
Цели: в ходе беседы по содержанию рассказа показать учащимся мужество, волю, смелость, решительность главного героя; подвиг во имя нашего счастья жив в памяти героев рассказа и нашей памяти; помочь учащимся услышать нравственное звучание рассказа, его житейские мудрости.
Оборудование: портрет писателя Юрия Яковлевича Яковлева; выставка книг писателя; рисунки учащихся к различным эпизодам рассказа «Зимородок».
Эпиграфы к уроку:
Когда солдаты уходили на войну, у них были имя и фамилия. Почему же когда они погибали за Родину, то становились неизвестными? Это несправедливо!
В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека. Но и взрослый человек для меня начинается с детства.
Индивидуальные и групповые задания до урока: рисунки к рассказу «Зимородок»; читая рассказ, найти ответы на вопросы.
Группа № 1 Какое событие послужило толчком для того, чтобы Марат и его друзья начали поиск непопулярного им человека? Почему Марат обратился в музей?
Группа № 2 Зачем Марат поехал на станцию Рeка и что ему удалось там узнать ? Какими словами заканчивается глава 6 и как вы их понимаете?
Группа № 3 «Ему не терпелось отвоевать у забвения еще частичку жизни Зимородка». О какой «частичке жизни» Зимородка узнал Марат от следователя Павлова ? Подготовьте чтение по ролям диалога между Маратом и Зимородком.
Во что же верил Зимородок? К какому решению приходит Марат после разговора со следователем Павловым?
Группа № 4 Зачем ребята поехали в деревню Жуковку и что интересного они там узнали? Кто такой Петр Ильич Лучин? Какова основная мысль его речи, произнесенной на братской могиле?
Группа № 5 Что нового о Зимородке узнали ребята от вдовы Петра Ильича Лучина? «Когда человек перестает учиться, он перестает жить. А на войне так хочется жить!» Кому принадлежат эти слова? Слова: «Человек ко всему привыкает.
Но привыкнуть к утрате друзей никогда не сможет» — показались ребятам знакомыми. Почему?
Группа № 6 Как Зимородок попал к доктору Стройло? Какие поучительные слова о жизни, забвении, человеческой памяти сказал ребятам доктор Стройло? Как вы понимаете слова, с которыми обращается доктор Стройло к юным следопытам: «Ищите в себе человека»?
В связи с чем и почему говорит их доктор?
На доске плакат с изображением художественного пространства рассказа .
По ходу урока учитель обращается к рисункам учащихся и этому плакату. Групповые задания и индивидуальные даю для того, чтобы: чтение рассказа учащимися было более целенаправленным; на уроке можно было работать с наибольшим количеством ребят, задавая уже знакомые им вопросы.
Ход урока
В прошлом году наша страна и весь народ отмечали великую дату. Какую?
Наш урок внеклассного чтения посвящается этой славной дате.
В рассказе Ю. Я. Яковлева «Зимородок» есть такие слова. Послушайте их и скажите, согласны ли вы с ними?
У писателя Ю. Я. Яковлева есть много рассказов для детей: «Мальчик с коньками», «Реликвия», «Сын летчика», «Рыцарь Вася», «Багульник» и другие.
Главными героями этих произведений являются Дети. Как вы понимаете эти слова?
Сегодня, перелистывая страницы рассказа «Зимородок», мы еще раз поучимся понимать произведение, вчитываясь в него.
Попытаемся услышать нравственное звучание рассказа, которое основано на таких понятиях, как:
связь поколений, человеческая память, имя человека, забвение, надежда.
Узнаем, какие житейские мудрости поняли ребята во время поисков имени непопулярного солдата.
Почему ребят в рассказе автор называет следопытами?
— Разговор начнем с этого вопроса.
Рассказ построен не совсем обычно. В нем 15 глав. Внутри почти каждой главы мы читаем о жизни современных мальчишек и девчонок и в то же время узнаем о событиях Великой Отечественной войны.
— Как вы думаете, почему автор так построил рассказ?
— Почему рассказ называется «Зимородок»? Что означает это слово?
— Чем герои рассказа похожи на обыкновенных мальчиков и девочек нашего времени?
— Чем же они выделяются среди своих сверстников?
.
Он воевал в партизанском отряде. Взорвал мост. Сам сказал об этом немцам, чтобы те не расстреляли жителей станции.)
«Сколько солдатских жизней спас Новый мост, задерживающий смерть. Многие и теперь живы…» .
Автор шаг за шагом описывает путь, по которому шел Марат и его друзья, чтобы узнать о жизни Зимородка, чтобы узнать имя героя, чтобы продлить жизнь ему.
Далее задаю вопросы в таком же порядке, как они написаны выше в заданиях для групповой и индивидуальной работы.
Чем же все-таки закончились поиски ребят? Удалось ли им узнать имя Зимородка? Как это произошло?
Чем заканчивается рассказ?
Вот так заканчивается рассказ Ю. Яковлева о пытливых и любознательных ребятах-следопытах.
Выводы по уроку
О чем мы узнали, читая рассказ «Зимородок»? Какие поняли житейские мудрости?
Дети продолжают дела отцов.
«…Когда человек перестает учиться, он перестает жить».
«Все, что люди сделали на войне, может быльем порасти». Все зависит от нас. Надо бороться с забвением.
Чтобы жить было интересно, надо искать в себе хорошего, справедливого, интересного человека).
Ученик читает стихотворение В. Орлова «Мальчишки 45-го года»:
Уснули солдаты Среди тишины, Но снятся мальчишкам Отцовские сны.
На братских могилах Восходит трава, А в детях отцовская Память жива.
Уснули солдаты Среди тишины, Но снятся мальчишкам Отцовские сны.
Им снятся атаки, Знамена полков. Отцовские раны Болят у сынов.
Уснули солдаты Среди тишины, Но снятся мальчишкам Отцовские сны.
Победные трубы Над ними трубят, Отцовская слава Глядит на ребят.
Все начинается с детства