Второстепенные герои «Вишневого сада»
Мы привыкли завершать изучение крупного произведения сочинением, классным или домашним, давая возможность нашим ученикам систематизировать полученные знания, а себе — оценить результаты нашей совместной деятельности. Среди традиционных итоговых тем по чеховскому «Вишневому саду» — «Прошлое, настоящее и будущее России в «Вишневом саде» А. П. Чехова», «Новаторство драматургии Чехова», «Образы Гаева и Раневской «. На эти темы нельзя написать, не повторив многое из того, что говорилось на уроке; работа мысли у ученика в этом случае направлена только на то, чтобы логично выстроить пересказ того, что раньше было услышано и конспективно записано.
Это делать довольно утомительно, хотя полезно, особенно в классах гуманитарного профиля, где нужно готовить выпускников к специальному экзамену. Но если такой необходимости нет, а на первый план выходит задача поддержать живой интерес к автору и тексту, удобнее предложить темы другого рода, частично исследовательские.
За несколько уроков по последней чеховской пьесе мы успеваем обсудить некоторые вопросы поэтики: особенности жанра и сюжета, основные мотивы, необычность диалогов, роль ремарок.
Можно опираться в беседе на книгу З. Паперного «Вопреки всем правилам…» и даже процитировать некоторые важные фрагменты, например такие.
«Чеховские пьесы говорят о трагических неудачах, бедах, нелепице в судьбах героев, о разладе мечты и будничной жизни. Но рассказано о всех этих «несовпадениях» в драматическом повествовании, где все соподчинено и соразмерено, все совпадает и перекликается друг с другом. Дисгармонии действительности противостоит скрытая гармоничность формы, ритмичность и музыкальность повторов, «рифмующихся» друг с другом деталей». «Настроение — не просто дух чеховских пьес.
Оно создается взаимодействием многих и многих поэтических микровеличин». «Особое значение получили у Чехова второстепенные персонажи. Те, кто на первый взгляд где-то на периферии сюжета, обретают обобщенно-символическое значение. Тень «недотепства» падает на многих персонажей «Вишневого сада» и тем самым незаметно, почти неуловимо, связывает все происходящее».
Говорим на уроках и о героях, которых с некоторой натяжкой можно счесть главными, то есть о Гаеве, Раневской, Лопахине, Пете Трофимове.
При этом намеренно не касаемся других персонажей — Епиходова, Шарлотты, Симеонова-Пищика, Фирса. О ком-нибудь из них ученики будут писать сочинение. Домашнее задание — подготовиться к классному сочинению на тему «Место Шарлотты в системе образов пьесы».
Для этого нужно перечитать пьесу, вспомнить все реплики и поступки персонажа и попытаться осмыслить их в свете того, что уже было сказано и понято.
Перед самым началом письменной работы говорим ученикам, что в хорошем сочинении должны оказаться ответы по крайней мере на три вопроса: как данный персонаж связан с основными мотивами пьесы, какие переклички можно обнаружить между ним и другими персонажами, как влияет он на общее настроение пьесы.
Разумеется, такое задание по силам не каждому ученику. В некоторых работах не оказалось ничего, кроме более или менее добросовестного рассказа о том, что именно говорил и делал герой на протяжении четырех действий пьесы. Полных, исчерпывающих ответов на поставленные вопросы не было ни в одном сочинении , встречались натяжки, а то и грубые ошибки в истолковании тех или иных реплик.
Но интересные соображения и довольно тонкие самостоятельные наблюдения тоже не были редкостью. Об этом можно судить по приведенным ниже работам одиннадцатиклассников московской школы № 57 Игоря Ястребова, Светланы Поповой, Евгении Сечиной и Михаила Мешкова.
Симеонов-Пищик
На первый взгляд, Борис Борисович — герой, про которого с уверенностью можно говорить, что он — комический. Симеонов-Пищик засыпает во время своих реплик, шутит про то, что его род происходит от лошади, которую Калигула посадил в сенат, постоянно просит одолжить денег, даже во время танцев, теряет и находит те, которые у него есть. Конечно, у нас вызывает сочувствие его безвыходное финансовое положение, но комические сцены и невероятные истории приобретения необходимых денег, рассказываемые самим Симеоновым-Пищиком, не позволяют этому чувству стать острым. Однако иногда он совершает поступки, которые не вписываются в общую картину. Именно он уводит опьяневшего от своего счастья и коньячка Лопахина от горько плачущей Любови Андреевны после продажи вишневого сада; только он общается с Шарлоттой, которая «хочет поговорить, но не с кем».
Неожиданно Борис Борисович проявляет больше человечности, чем можно было бы от него ожидать.
Каждый герой пьесы «Вишневый сад» имеет собственный мотив, и Симеонов-Пищик — не исключение. Сам он постоянно ездит от одних знакомых к другим, желая взять взаймы или вернуть, и его мотив — движение. Во втором действии, когда все просто гуляют и разговаривают, мы его не видим, но он является, когда Раневская приезжает и уезжает из имения, он присутствует при возвращении Гаева и Лопахина с торгов.
Он все время торопится куда-то и заставляет торопиться других.
Герои, которых в пьесе «Вишневый сад» можно уверенно считать второстепенными, часто имеют общее с героями, претендующими на роль главных. Симеонов-Пищик все время полон забот, пытается собрать деньги до определенного числа, куда-то спешит и часто не успевает. Этим он напоминает Лопахина, который тоже всегда следит за временем, у которого всегда много дел и который всегда опаздывает на поезд. Пищик из Ницше вынес, что можно «фальшивые бумажки делать», а Лопахин прямо заявляет, что «читал книжку и ничего не понял».
И пускай один дает взаймы другому, у них много общего.
Таким образом, Симеонов-Пищик занимает важное место в общей системе персонажей, и его отсутствие изменило бы наше ощущение от пьесы «Вишневый сад».
Епиходов
В комедии «Вишневый сад» много второстепенных героев, играющих важную роль в пьесе, одним из них является Епиходов. Он участвует во многих комических ситуациях, у него даже есть прозвище «двадцать два несчастья». Епиходов натыкается на стул, раздавливает картонку с шляпой, положив на нее чемодан, его хочет ударить палкой Варя, когда попадает в Лопахина.
Как и многие другие герои пьесы, Епиходов ничего не делает, его несет поток жизни. К Епиходову, как и к остальным персонажам комедии, можно отнести слово «недотепа». Он все время что-нибудь ломает и пытается делать то, что не умеет: играет на гитаре и поет, «как шакал», смешно и неграмотно говорит о книгах и убеждениях, играет на бильярде и ломает кий.
Его поступки и слова дополняют множество других событий, произошедших некстати .
В образе Епиходова можно увидеть усиленные комические черты главных героев.
Некоторые неправильные фразы малообразованного Лопахина схожи с еще более неграмотными и смешными словами Епиходова, употребляющего много лишних и загромождающих речь оборотов .
Попытки Епиходова, желающего казаться «развитым человеком», говорить возвышенными словами и петь о высокой любви — более смешной вариант пустых речей Гаева о «многоуважаемом шкапе» и о «природе дивной». И Гаев, и Епиходов некстати говорят о направлениях и убеждениях, в которых ничего не понимают, причем у Епиходова выходят совершенно нелепые слова о том, что он «никак не может понять, жить ему или застрелиться», и на всякий случай носит при себе револьвер. Епиходов свои мелкие неприятности называет несчастьями, говорит, что к нему «судьба относится без сожаления, как буря к небольшому кораблю», и этим напоминает Гаева, говорящего, что ему «за убеждения доставалось немало в жизни».
Можно заметить некоторое сходство между Епиходовым и подлецом Яшей. Оба героя мнят себя образованными людьми и сразу же после того, как говорят о своей образованности, высказывают какое-нибудь нелепое суждение . Яша и Епиходов презрительно относятся к России и считают, что «за границей все давно уж в полной комплекции». И тот, и другой говорят жестокие слова о больном Фирсе.
У Епиходова есть фраза «Долголетний Фирс, по моему окончательному мнению, в починку не годится, ему надо к праотцам», Яша говорит Фирсу: «Надоел ты, дед. Хоть бы ты поскорее подох».
Итак, Епиходов является важным героем, участвующим в создании настроения и общей атмосферы пьесы, и помогает лучше понять других персонажей.
Шарлотта
Если выделять главных персонажей «Вишневого сада» , ими окажутся те, чьи судьба и мысли связаны с садом. Однако оставшиеся таким образом на периферии сюжета, насколько в данном случае это слово применимо, и в конце афишки действующие лица: Епиходов, Симеонов-Пищик, Шарлотта Ивановна — немаловажны для осмысления пьесы, что мы и постараемся показать на последнем примере.
Чревовещание Шарлотты, как и «несчастья» Епиходова и вечные заботы Пищика о деньгах, — одна из самых ярких фарсовых деталей «Вишневого сада» .
Не так заметны, но многочисленны более обыденные ее действия: приходит и уходит в первом действии, с лорнеткой на поясе; ест огурец; рассказывает, что ее собачка «и орехи кушает» . Вы подумайте!); в старой фуражке возится с ружьем… В комическое и житейское врываются неожиданно тоскливые, ни к кому не обращенные реплики: «Не с кем мне поговорить…
Все одна, одна, никого у меня нет и… и кто я, зачем я, неизвестно…» И, несмотря на разницу тональностей, начало самого длинного такого монолога: «У меня нет настоящего паспорта, я не знаю, сколько мне лет, и мне все кажется, что я молоденькая», — отсылает к образу Раневской с ее «и теперь я как маленькая».
Однажды возникнув, эта параллель развивается, и действия Шарлотты уже бросают отсвет на всю пьесу. Во время томительного ожидания результатов аукциона Шарлотта показывает фокусы и — ein, zwei, drei — «продает» плед, за которым прячутся Аня и Варя, — так преломляется мотив продажи дома; и потому на чаяния и надежды, связанные с торгами, ложится тень фиглярства этой сцены: они так же искусственны и неоправданны у Гаева и Раневской, а у Лопахина, по выражению Пети Трофимова, напоминают «размахивание руками». А тогда и последний эпизод с участием Шарлотты, где само чревовещание вместо комического эффекта приобретает оттенок той же тоски: чем-то, в особенности, кажется, легкостью превращения «ребенка» в узел, он подчеркивает неприкаянность, бесприютность Шарлотты — заставляет вспомнить, что бывшие хозяева поместья теперь бесприютны почти так же, как и она.
Даже текстуальные совпадения приобретают символический смысл .
Итак, образ второстепенный, гувернантка Шарлотта по-своему оттеняет всю пьесу, внося в нее далеко не только комические ноты.
Фирс
Образ Фирса — старого верного слуги Гаевых — занимает значительное место в системе образов пьесы. На мой взгляд, его слова и действия усиливают ощущение, создаваемое центральными персонажами: Любовью Андреевной и Леонидом Андреевичем, людьми, в значительной степени живущими своим прошлым. Ведь они для Фирса до сих пор «барские дети». Он помнит, какая одежда полагается «на выезд», и обращается к Гаеву со словами: «Опять не те брючки надели», а ближе к ночи он приносит ему пальто. При этом Фирс — единственный хозяйственный человек в этом доме: «Без меня тут кто подаст, кто распорядится?
Один на весь дом». Фирс выступает в этом произведении как «дух усадьбы».
Перед отъездом все о нем тревожились, беспокоились. Четырежды было уточнено, отправили ли Фирса в больницу. Однако этого так и не случилось, и он остается один в заколоченном доме, в котором до весны никого не будет. Но даже тогда он не перестает думать о Гаевых: «А Леонид Андреич, небось, шубы не надел, в пальто поехал…
Я-то не поглядел… Молодо-зелено!» Наверное, духу усадьбы и было суждено умереть вместе с ней. «Дух истории» забыли, как и саму историю, в которой он жил. На фоне такой картины горькой иронией звучат фразы «Прощай, старая жизнь!» и «Здравствуй, новая жизнь!».
С Фирсом неразрывно связан и звук лопнувшей струны, дважды встречающийся в пьесе. После первого раза он произносит фразу, которую можно, наверное, назвать пророческой: «Перед несчастьем тоже было…» Второй раз мы слышим этот звук уже после того, как Фирса оставили в запертом доме. С этого момента судьба его, как и судьба всего времени, которому он принадлежал, была предрешена.
Таким образом, Фирс чрезвычайно сильно влияет на наше восприятие одной из поставленных в пьесе проблем — смены времени, будучи сам образом этого времени.
Второстепенные герои «Вишневого сада»