Введение в экологию «Наш дом — планета Земля»
Кудашкина Наиля Павловна
МБОУ «Старокувакская СОШ»Лениногорского района РТ
Учитель начальных классов.
Введение в экологию «Наш Дом — планета Земля»
Цель занятия: показать место человека среди живых существ на Земле.
Задачи:
Обучающие:
Расширить представление детей об обитателях Земли;
Показать детям, что человек — очень маленькая часть природы, но, в отличие от других живых существ, обладает разумом и может управлять своими действиями;
Активизировать имеющиеся у детей знания об окружающей природе.
Развивающие :
Развивать у детей любознательность, познавательный интерес к окружающей их природе;
Способствовать развитию умения слушать других, работать в коллективе.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение к нашим «меньшим братьям» и ответственность за свои поступки по отношению к ним.
Ход занятия:
Звучит песня «То березка, то рябина», под музыку показ слайдов о природе.
Учитель в костюме Матушки — природы: Здравствуйте, мои друзья,
Надеюсь к вам пришла не зря!
Ваш адрес дали мне цветы.
Деревья, травы, лес, кусты.
О вас река мне нажурчала.
Про вас мне солнце рассказало.
— Здравствуйте, ребята. Сегодня на занятии мы с вами будем говорить об окружающей нас природе. Я думаю, что вы все любите природу? Значит мы с вами единомышленники, и нам будет сегодня легко и приятно общаться.
Ребята, вы знаете, что наступивший 2015 год объявлен в Татарстане годом экологической культуры и охраны окружающей среды. И я пришла, чтобы вас познакомить с наукой экология. Что это за наука такая? .
Это слово происходит от слов ОЙКОС — значит дом и ЛОГОС — наука.
Что же у нас получилось? Экология — наука о доме. Наука, изучающая дом.
А что для нас с вами дом? Для человека — дом 4 стены и крыша. Для зверя дом — лес, поле, горы. Для рыбы дом — река, море, океан.
Значит у всего живого свой дом, а для всех вместе — общий дом Земля. У нас над головой общая крыша — небо. У нас под ногами общий пол — почва. У нас одна на всех лампа и печка — солнышко.
У нас общий водопровод — это реки и моря. И вентилятор у нас тоже один на всех — ветрило-ветер. Нам только кажется, что наша Земля огромна и необъятна.
А если взглянуть на нее из космоса, то не такая уж она и большая. Всего за полтора часа можно облететь вокруг нее на ракете.
Мы речь свою ведем о том,
Что вся земля — наш общий дом.
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нем живем.
Еще о том ведем мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
Я рассказала про это нарочно,
Чтобы проверить, знаешь ли точно:
Где ты живешь, где построен твой дом?
И хорошо ли ты с домом знаком?
Ребятки, я хочу пригласить вас на прогулку по нашему необъятному дому. Принимаете мое приглашение?
А я — матушка природа, буду сопровождать вас в вашем путешествии, цветочками. Я покажу вам. как красива Земля, как гармонично уживаются на ней очень разные животные и растения. Но мы будем не только гулять, мы будем знакомиться с нашими соседями и наклеивать картинку с их изображением на плакат . В конце путешествия посмотрим, как преобразится Земля, когда на ней появятся ее живые обитатели и какое место среди них займет человек.
А чтобы путешествие не было слишком утомительным, мы как настоящие путешественники будем делать «привалы», во время которых положено отдыхать, играть. Мы так и сделаем.
Появляется Петрушка под озорную музыку: Я Петрушка, я Петрушка!
Я веселая игрушка.
Я забавный мальчуган!
Непоседа, хулиган!
Всем приветик! Куда это вы собрались?
Природа : Я всех пригласила к себе в гости. Если хочешь, идем с нами.
Петрушка : Если хочешь! Конечно, хочу!
Природа : Только чур договорились, вести себя в гостях прилично, не баловаться и не хулиганить. Ребята, если вы увидите, что Петрушка делает что-то неправильно — громко хлопайте в ладоши. Хорошо?
Ну тогда в путь!
Физминутка: Мы идем. идем, идем.
Никогда не устаем,
Влево шаг — раз, два.
Вправо шаг — раз, два.
Раз присели, два присели.
На пенечки тихо сели.
Природа: . Закройте глаза. Что вы слышите? . Где мы?
Правильно, в лесу.
Но осмотритесь вокруг. Вам здесь нравится? Почему? Что мы можем сделать? . Давайте уберем весь мусор, а заодно познакомимся с жителями леса.
Загадки:
Я под шапкою цветной
На ноге стою одной.
У меня свои повадки:
Я всегда играю в прятки.
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы —
Уши больше головы.
Угадайте что за птица
Света яркого боится?
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова. Это….
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
Идет, иглы на себе несет,
Чуть кто подойдет,
Свернется в клубок —
Ни головы, ни ног.
Дышит и растет, а ходить не может.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотел. Он вспорхнул и улетел.
Природа: Вот мы и убрали весь мусор. Посмотрите, как в лесу стало красиво!
Петрушка: Да-а-а! Красота! Даже петь хочется! Ля-ля-ля!!!
Природа : Ребята, что Петрушка делает неправильно? Почему в лесу нельзя громко петь и кричать? Давайте для таких, как Петрушка установим в нашем лесу знак.
.
Природа : Продолжим наш путь.
И здесь мы видим бугорок.
А в нем городок.
Летним днем построен он,
И жильцов в нем миллион.
Петрушка : А это что за холмик? Интересно, что там внутри?
— Ну а сейчас то я что делаю не так? Ну подумаешь кучка с тараканами!
Природа: Разорить муравейник не труд,
Но вредители лес весь сожрут.
Запомни, и млад и стар:
Муравей — лесной санитар.
Будь бережлив да зорок.
Мал муравей, да дорог.
Природа: Ребята, помогите Петрушке поставить нужный знак у муравейника.
Отправляемся дальше.
Физминутка: Волны плещут в океане
Что там чудится в тумане?
Это мачты кораблей
Пусть плывут сюда скорей
Мы по берегу гуляем. Мореходов поджидаем
Сядем дружно на песок. Снова начался урок.
Природа: Слышите? Где мы? Мы на берегу большого водоема.
Что же мы видим? . Бедные обитатели рек. морей и океанов. Они тоже нуждаются в нашей с вами помощи.
Петрушка : Вот сейчас я порыбачу
Природа: Что-ты, что-ты Петрушка! Нельзя, знаешь сколько водных обитателей могут запутаться в сети и погибнуть!
Петрушка : Откуда? Я и рыбу видел только в консервных банках. Ребята, а какая рыба живет в наших водоемах?
Рыбку прикрепляют на макет Земли.
Природа : Пусть на земле не умирают реки.
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и чистая вода!
Петрушка : Ребята, давайте установим у речки, для таких же непутевых рыболовов.
Природа : Спасибо вам ребята! Вот и подошло к концу наше путешествие. Смотрите, как преобразилась наша Земля.
Теперь я вижу, что не все люди одинаково относятся к природе. В нашем Лениногорском районе все любят и заботятся обо мне.
Нефтяники чистят и облагораживают родники. Их у нас больше всех в Татарстане-263 родника с кристально чистой водой.
На территории нашего района создан Государственный заказник «Степной «, которому уже 12 лет. Посмотрите сколько животных, растений в нем удалось сохранить .
Но к сожалению не всем так повезло. В красной книге Татарстана есть черные страницы, на которых исчезнувшие по вине человека животные.
Природа : Мы сегодня с вами хороши потрудились. У нас получилось замечательное панно «Мы-жители Земли». Вся Земля заселена жильцами Их очень много. Но кого здесь не хватает?
Правильно — человека. .Посмотрите, какое скромное место он занимает. Человек — маленькая часть природы, но в отличии от других обитателей природы, он разумный и может управлять своими поступками. Я надеюсь, что вы всегда будете разумными: будете с уважением относиться к нашим соседям по дому.
Давайте будем добры к друг другу!
Петрушка: Берегите Землю, берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на ветке повилики.
На тропинке солнечные блики.
Ястреба, парящего над полем,
Полумесяц над речным покоем.
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю, берегите!
Природа: Ребята, у вас на партах лежат лучики и капельки. Если вам понравилось наше путешествие и вы захотите рассказать о нем дома, своим друзьям — прикрепите лучик к солнышку. Если нет — капельку к тучке.
Спасибо всем!
Введение в экологию «Наш дом — планета Земля»