Выразительное чтение басен Ивана Крылова на примере «Волк и Ягненок»
Выразительное чтение басен, это, скорее, не выразительное чтение, а выразительное рассказывание. Как свидетельствуют современники И. Крылова, он читал свои басни таким тоном, в такой простодушной и естественной манере, которая его чтение можно было воспринять за продолжение житейского разговора. Т. е. в основе чтения басни лежит принцип живого и естественного сказа, который включает в себя такое же живое и естественное воспроизведения реплик персонажей. При этом нужно помнить, что живой язык богатый оттенками, а потому чтец должен передать не только основное содержание басни, но и все разнообразие ее логического и эмоционального наполнения.
Авторский текст, который передует развитию событий, читается информативным тоном, который подготавливает к восприятию основных событий. Но не всегда все слова автора треба читать «нейтральным» тоном. Например, авторские комментарии к отрицательным поступкам героев треба читать с иронией, будто «присвоив» авторский текст, подать его как «свою» рассказ о реальных событиях и их участниках. Особого мастерства требует чтения реплик. Даже каждое действующее лицо басни воплощает в себе определенный тип людей. Здесь уже понадобится развитое воображение чтеца об индивидуальных особенностях характера персонажа, манеру его поведения, а также умение менять высоту голоса, его силу, темп. Но чтецу не следует весьма захватываться «перевоплощением» у героев басни — животных, ведь основное направление произведения — это раскрытие недостатков людей, которое автор осуществляет через аллегорию и элементы комизма.
Мораль басни проговаривает медленнее, поучительно, в виде раздумывания. Это или напоминание известной истины, или совет мудрого человека, или ироническая критика какого-то поступка. Перед моралью и после нее треба обязательно сделать психологические паузы, чтобы привлечь внимание слушателей к тому выводу, который воплощен автором в морали.
Следующим этапом в подготовке к выразительного чтению басни будет прослушивание чтения этого произведения учителем или мастером художественного чтения (со школьной фонохрестоматии). Предполагается, что на урок выразительного чтения ученики должны знать басню наизусть. Но учителю треба еще раз сосредоточить внимание школьников на наиболее сложных моментах в чтении этого произведения.
Выразительное чтение басен Ивана Крылова на примере «Волк и Ягненок»