Взгляд на темы сочинений по русской литературе выпускников 2002 года
Признаемся, что заголовок подсказан статьей В. Г. Белинского «Взгляд на русскую литературу 1846 года» . Но не станем покушаться на всю русскую литературу, как это сделал великий критик, а обратимся только к темам предстоящего экзаменационного Сочинения, что, согласитесь, тоже немаловажно.
Предоставим слово ученикам выпускного класса одной из московских школ. Своими размышлениями о темах сочинения ребята делились на уроке. Мнения, как всегда, самые разноречивые — от «все темы замечательные» до «все они мне не нравятся».
Эти отзывы тем более интересны, что это взгляд самих выпускников, то есть тех, к кому в первую очередь и обращены темы министерства.
Вначале слово тем, кто говорит предполагаемым темам «скорее да».
Я считаю экзаменационное сочинение самым трудным испытанием в этом году. Больше всего боюсь, что ни одна из тем не придется по душе. Примерные темы сочинений уже известны, но мне они не внушают особого оптимизма.
Некоторые темы тут же отпадают. Так, я бы не выбрала анализ стихотворения, а также тему, сформулированную в виде цитаты.
Есть и интересные темы. Возможно, я бы писала о художественном мастерстве писателя, идейно-художественном своеобразии какого-либо рассказа или тему № 8.
Я бы добавила от себя еще свободную тему и тему, предполагающую философские рассуждения и необязательно опирающуюся на литературу. Ведь, по-моему, главная цель этого экзамена — проверить то, как человек умеет мыслить, рассуждать, насколько он самостоятелен и непосредствен. Знание литературных произведений желательно, но, как мне кажется, министерство «переборщило».
Невозможно держать в голове все прочитанное за десять лет, всех героев, их характеры, события, биографии, все цитаты. А в этом году экзамен именно это и предполагает Министерству стоило бы снизить планку, а то можно подумать, что все собираются стать журналистами или писателями.
…Вообще стоит заметить, что с каждым годом усложняются формулировки экзаменационных тем, повышаются требования к сочинениям. Мои родители и даже старшие друзья не испытывали таких сложностей с экзаменом по литературе. У меня же этот вопрос превращается в головную боль.
Говорить о настроении в день экзамена, я думаю, вообще не стоит: исключительно трудно будет сосредоточиться и не поддаваться панике.
Мне кажется, что в список экзаменационных тем следовало бы включить несколько свободных тем по произведениям современных авторов . Прививать молодежи интерес к чтению надо не только на классике, в том числе XX века, но и на современных книгах. И сочинение стало бы интереснее писать.
Все темы очень интересны. И каждая по-своему сложна. Из всех предложенных тем я бы отметила ту, что связана с мастерством писателя XIX века, где основное внимание уделяется поэтике произведения .
Также меня привлекает, что автор и произведение выбираются учеником, — можно будет написать о том, что наиболее интересно лично тебе.
Для меня сочинение — самый трудный и самый главный экзамен.
Выпускные сочинения были, есть и будут всегда. Тут нечего драматизировать. Достаточно выбрать одну тему и проработать ее досконально .
Для меня наиболее реальная тема — № 5/6 , так как к ней можно подготовиться заранее и выбрать любимого писателя, а не надрываться в похвалах программному автору, который не вызывает особых эмоций. Я бы взяла Булгакова — «Мастер и Маргарита», обчиталась бы и книги, и критики и проработала бы каждый возможный пункт мастерства, чтобы на экзамене заботиться уже не о содержании работы, а о стиле и грамотности .
К остальным темам душа не лежит. Не скажу, чтобы особенно не нравились все. На самом деле ни от одной темы я не шарахаюсь, но прямо сейчас, без подготовки, конечно бы, я не написала сочинение.
Темы серьезные, но на то они и выпускные экзамены.
…Как было раньше? Не думаю, что легче. Мама моя шла на единственную в городе золотую медаль. Сочинение было про Фамусова, и она его завалила . Ей поставили «5/4».
Какой был ужас! Прямо национальная трагедия! Но не тут-то было.
Вопреки всему на вступительных в МГУ ей попалась эта же тема, которая настолько ей надоела, что она написала ее на «отлично». Так что все, что ни делается, все к лучшему. Прорвемся!
А теперь слово выпускникам, которые «скорее против» опубликованных примерных тем.
В этом году на экзамене по литературе будет восемь тем. Какое разнообразие! Тут есть и анализ идейно-художественного своеобразия произведения, и тема сопоставительного характера, и мастерство писателя, и — для любящих порассуждать — «тема, предполагающая раскрытие социально-нравственных, этико-философских понятий» и другие.
А в результате? Ясно, что анализ стихотворения можно написать, если только загодя начитаешься критики на это стихотворение. Без чьей-либо помощи «среднестатистический учащийся» никогда сам его не разберет.
В этом возрасте в стихах интересует только чувство, смыслом начинаешь интересоваться намного позже. Итак, анализ стихотворения отпадает.
Тема «роль эпизода» похожа на тему со стихотворением: тоже никогда не напишешь без критики. Попробуй угадай, что хотел сказать писатель этим самым эпизодом. Тут и не каждый критик скажет.
Тема № 2 точно не указана, поэтому и готовиться к ней нет никакой возможности.
Тема сопоставительного характера тоже не идеальна. В русской литературе столько героев-антиподов, что угадать, какие из них попадутся, нельзя.
Осталось четыре темы: мастерство писателя , анализ идейно-художественного своеобразия и «нравственно-философская» тема. Последняя, наверное, самая легкая: в ней нужно только, чтобы твои мысли были общепринятыми, сто раз до тебя уже перепечатанными. Читай заранее критику и пиши.
Как видим, выбирать особо не из чего.
Мне лично не нравится, что автор и произведение почти во всех темах указаны. Почему нельзя писать про то, что больше всего нравится?! Почему я не могу выбрать сама и автора, и произведение?
Мама говорит, что в свое время писала заготовки по одному писателю, но на все темы. Не знаю, но, наверное, я сделаю точно так же. Потому что нереально прочитать все произведения сразу и про каждое знать, что писать.
Думаю, что зря убрали свободную тему, так как не каждому ученику дано писать о мастерстве писателя или о роли эпизода в произведении. Надо больше идти навстречу нам, пишущим, ведь помимо выпускного сочинения у нас еще много других экзаменов, в том числе вступительных.
Что же делать? Заново перечитать произведения, просмотреть старые конспекты, поездить на курсы, походить к репетитору — и все это делать не в последние две недели, а уже сейчас, пока еще есть время.
P. S. И все же я надеюсь, что мы все сдадим выпускные и вступительные экзамены на «отлично».
Многие из тем, предложенных в этом году, мне не нравятся. Я бы даже сказал, что все они мне не нравятся. В моем представлении, сочинение — «полет мысли».
Оно должно быть совершенно свободным, в нем автор показывает свое отношение к теме, свои, а не вычитанные из критики или услышанные на уроке мысли. Именно «программные» сочинения мне удаются хуже всего, а работы вроде «моего личного отношения к чему-то» у меня обычно удачные. Жаль только, что на экзамене их не будет.
Но уж если я учусь в школе, то и сочинение все же придется писать. Наиболее подходящая для меня тема — «Мастерство писателя имярек». Здесь мне позволено самому выбирать произведение и автора, здесь я смогу более явно выразить свои мысли.
Вообще выпускное сочинение — довольно-таки хороший способ оценить возможности ученика, его знания и умение анализировать произведения. Но все-таки я считаю, что сочинение должно быть более свободным, а темы — шире.
Лично я бы предложил такие темы, как «Эволюция русской литературы», «Литература как носитель мыслей людей», «Мой любимый автор».
Я не боюсь экзамена. Если знаешь, что все получится, так оно и будет. Как я буду писать?
Молча. Если уж сказали «надо», значит, надо. И ничего с этим не поделаешь.
Мое отношение к экзамену-сочинению, как и к образовательной системе в России в целом, нельзя назвать положительным. Складывается впечатление, что школа готовит тысячи журналистов, публицистов и так далее. Анализ стихотворения или «мастерство писателя» я буду брать только в самом безвыходном положении.
Эти темы не для всех.
Если бы я могла повлиять на процесс составления тем сочинений, то я бы сделала больше тем, в которых ученики могли бы сами выбирать автора и произведение. Мне кажется, что это очевидная вещь.
…Я много раз разговаривала с ребятами моего возраста о Достоевском. Только единицам из них нравится » Преступление и наказание». О чем же они будут писать, если на экзамене будет Достоевский? И не только он.
Экзаменационное сочинение заранее толкает их к неискренности и вранью. Ну какое «мастерство», если Достоевский для них — вчерашний день, книжка про то, как «один старушку завалил топором».
Странным для меня оказалось и то, что нельзя писать сочинение по иностранным авторам и по тем книгам, которые мы читаем самостоятельно. С гораздо большим удовольствием я бы писала сочинение о Толкине, а не о Бабеле, которого мы сейчас проходим. То, о чем писал Бабель, мне просто малоинтересно.
Но, несмотря на наше и лично мое отношение к сочинению, писать его все равно придется.
От редакции. Имена причастных нам известны, но ради чистоты эксперимента обнародуем «взгляды» под прозрачными псевдонимами.
Взгляд на темы сочинений по русской литературе выпускников 2002 года