Характеристика дадаизма и декадентство как литературного явления
Дадаизм — модернистское течение. По словам Георга Гроса, дадаисты представляли собой воплощение чистого нигилизма, разрушая образность «ради великого Ничто». Возникновение группы дадаистов в 1916 году было связано с открытием артистического клуба — «Кабаре Вольтера» в Цюрихе.
Дадаизм с первых своих шагов оказывается космополитическим движением. Завсегдатаями «Кабаре Вольтера» были представители многонациональной художественной богемы: румын Тристан Тцара, немец Хуго Балль, франко-немец Жан Ганс Арп и др.
Программным документом движения был «Манифест Дада 1918 года». В это время Тцара сближается с Марселем Дюшаном и Франсисом Пикабио, которые уговаривают его перебраться из Цюриха в Париж, где Тцара знакомится с поэтами Андре Бретоном, Луи Арагоном, Полем Элюаром, Филиппом Супо и Пьером Реверди.
Это течение вошло в историю культуры как бунтарское направление, разрушившее традиционные изобразительные приемы и существенно обновившее технику письма. Возникнув как литературное течение, это направление искусства проявлялось и в живописи, и в фотографии, и в скульптуре.
Макс Эрнст один из основателей немецкой группы «Дада» — причисляется к более умеренному крылу дадаизма. В его картинах «Изничтожение невинных»,»Император Убу»: и. т. д. сухим безжизненным письмом изображено алогичное сочетание людей и вещей. Для другого влиятельного представителя дадаизма-Франсиса Пикабия — характерны картины напоминающие технические чертежи : » Дитя карбюратор», «Любовный парад».
Подобные произведения дадаизма являются каким то проблеском в общем сумбурном, анархичном бунте художников «Дада» против надоевшей и в то же время необходимой действительности, а, в конечном счете — против всего человеческого прошлого и настоящего. Возможно, из-за этого противоречивого проблеска короткое время дадизмом интересовались такие крупные прогрессивные художники и писатели, как Пабло Пикассо, Поль Эллюар и. т. д.
Произведения дадаистов прежде всего странные бессмысленные коллажи или просто неуместно выставленные в качестве экспонатов бытовые вещи.
Декаденство — направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг.; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира («от реального к реальнейшему») и его «нетленную», или трансцендентную, Красоту, символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов.
ДЕКАДЕНТСТВО (франц. decadence; от средневекого лат. decadentia — упадок), обозначение течения в литературе и искусстве кон. 19 — нач. 20 вв., характеризующегося оппозицией к общепринятой «мещанской» морали, культом красоты как самодовлеющей ценности, сопровождающимся нередко эстетизацией греха и порока, амбивалентными переживаниями отвращения к жизни и утонченного наслаждения ею и т. д. (французские поэты Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо и др). Понятие декаданса — одно из центральных в критике культуры Ф. Ницше, связывавшего декаданс с возрастанием роли интеллекта и ослаблением изначальных жизненных инстинктов, «воли к власти».
Характеристика дадаизма и декадентство как литературного явления