Характеристика образа Полония в трагедии Шекспира «Гамлет»
Почти каждый второстепенный герой трагедии Шекспира, реализуя свою жизненную цель, попадается в ситуацию противостояния с Гамлетом. Творении есть несколько ярких примеров, которые свидетельствуют о смертельной решительности молодого героя реализовать свою задачу и ускорить приход и становление нового. На пути защиты морали первой жертвой Гамлета становится Полоний — канцлер бывшего и настоящего короля.
Полоний в свое время тоже, как Гамлет, Розенкранц и Гильденстерн, учился в университете. Т. е., по мнению драматурга, сама по себе образованность не удерживает человека от подлости и измены, не гарантирует автоматического морально акцентированного формирования внутреннего мира, развития или укрепления духовности его властителя. Всю жизнь стараясь прислужиться своим властителям (безразлично, кому — Гамлету или Клавдию), Полоний в своем желании быть у власти доходит до края, даже смерть он примет за короля. Наивность ситуации делает наглядным фантасмагорию мечты вельможи: за минуту к смерти его приняли за короля!
Полоний — истинный вассал, он выполняет волю своего сюзерена, тем не менее ревностно предохраняет и собственные интересы. Царедворец со стажем, он легко пренебрегает моральными правилами, формально вспоминая о них только в ритуальном родительском разговоре. Канцлер не считает, что, собираясь подслушивать разговор Гамлета и королевы, он поднимает какие-то правила. Они для него вообще не являются чем-то существенным, т. е. чем-то таким, за что человек может поплатиться жизнью. Для него важно другое: узнать, что в мыслях принца, и прислужиться королю. Но Гамлет живет по другим правилам. Принц уверен: покачнется мораль — сгинет государство, и потому берет на себя ответственность за все, что происходит: «Наш век свихнулся. О доля зла моя! Наш век должен исправить я».
Гамлет убивает Полония случайно. Тем не менее решительность убить того, который подслушивает чужие разговоры, является свидетельством уверенности героя в своем праве бороться за соблюдение моральных правил даже таким образом. Узнав об ошибке (за одеялом — не Клавдий, а Полоний),принц воспринимает смерть канцлера лишь как справедливое наказание за подлый поступок.
Гамлет считает, что он действует по доверенности Бога. Мысль о собственной ответственности за совершенное появляется, тем не менее она не четко структурирована.
Герой догадывается, что ему придется отвечать, тем не менее не задумывается над тем, каким образом он заплатит за совершенное. Спустя некоторое время, стараясь уберечь, спасти от яда двора и давления общества любимую Офелию, принц убьет ее веру в любовь как спасение, разрушит ее духовный мир. Гибель Офелии в определенной степени станет следствием, своеобразным счетом, который Небо предъявит Гамлету. Позднее рука Гамлета приблизит и смерть Лаэрта.
Смерть Офелии и Лаэрта — последняя страница истории семьи Полония. Не есть ли это своеобразным наказанием Привидения?
Характеристика образа Полония в трагедии Шекспира «Гамлет»