Характерология современной прозы
Характерология прозы опирается на исследование духовного мира действующих лиц, которые утверждаются как эстетически значимые потому, что заключают в себе неповторимый внутренний мир. Характерология — это воплощение множества индивидуальностей. Современная проза представила нам драматизм и сложность переживаний человека, открыв эстетическую значимость личной жизни наряду с общественной. Только при этом условии оказалось возможным воплощение исторического подвига народа, выражающего единство индивидуальных воль и действий, слагаемых из поступков каждого отдельного человека.
Путь литературы в сфере. эстетических обобщений и выводов начинался и завершался человеком. Художественная интерпретация масштабно-героических основ народной жизни опиралась на глубокое исследование ее истоков, ее обыкновенного течения. Здесь чаще всего писатель находил объяснение неведомого, а также искомые ответы на главные вопросы: каков советский человек, почему и как он совершает подвиги, какими мотивами руководствуется? Знание жизненных подробностей и повседневности оказалось необходимым писателю в процессе работы. Однако эти реалии текущей жизни получали художественную значимость, весомость и пластичность выражения лишь будучи включенными в цельную картину бытия. Военная проза, представив нам обыкновенного человека, исполняющего свой воинский долг, не могла на этом поставить точку. Самый характер героя требовал широкого обобщения.
С точки зрения Ч. Айтматова, нравственный идеал всегда нуждается в защите. «Извечная неустанная устремленность человека к добру, к разумному господству над природой» — одна из величайших, в трактовке Ч. Айтматова. В «Белом пароходе», как и в других произведениях Ч. Айтматова, утверждается героический характер, одухотворенный благородными устремлениями, поэтизируется героика борьбы за прекрасное. Сюжет и характер героя приобретают общечеловеческий смысл.
Важнейшая проблема современности, разрешаемая в ряде произведений, — поиски гармонического соотношения человека и природы. Зрелость, мудрость, а также нравственное чувство героя времени выражено и в том, как он сумеет распорядиться огромным, живым, словесным и бессловесным миром природы. В защиту подлинной зрелости и культуры нравственного чувства выступают в своих произведениях В. Закруткин, Ч. Айтматов, В. Чивилихин, В. Солоухин, Г. Троепольский, Б. Можаев и многие другие писатели. Зрелость чувств — это гражданственность, советский патриотизм, коммунистическая идейность, с которыми герой решает вопросы общенародные, защищая свои убеждения и идеалы.
В современной литературе утверждаются новые возможности художественного познания действительности. Процесс этот специфичен, творчески индивидуален, противоречив, как любой поиск истины. В работе писателя все важно: стимулы, побудившие его к творчеству, выбор жизненного материала, обоснование духовных состояний и поступков персонажей и т. д. Но есть общие принципы познания и освоения действительности, которые выражены в историзме мышления и мировосприятия и которые утвердились в литературе как основные и всеобъемлющие.
Историзм соответствует уровню развития научного знания и эстетической мысли времени. Для прозы 20-х годов центральной была проблема роли личности и народа в истории (исследование этого аспекта революционной действительности продолжается вплоть до наших дней). Синтез художественно-исторической мысли 20 -30-х годов и разных форм типизации блестяще реализован в «Тихом Доне» М. Шолохова. Роман обозначил новую ступень художественного обобщения. Здесь историзм следует рассматривать как принцип исследования истории и основание для целой поэтической системы.
Документальность — одна из форм достоверного изображения действительности. В 50 -60-е годы литература настойчиво ищет новые средства типизации, отвечающие требованиям правды. Знание фактов признается как необходимая ступень на пути к художественной правде. Накопление фактов, наблюдений, примет современной действительности и прошлого, однако, не тождественно историзму, а тем более творческому процессу воспроизведения реальности. Но следует отметить интенсивные поиски форм художественного претворения документа, начавшиеся в 50-е годы. Достаточно сопоставить такие произведения, как «Семья Ульяновых», «Первая Всероссийская», «Четыре урока у Ленина» М. Шагинян, «Большой зачин», «Возгорится пламя» А. Коптелова, «Три недели покоя» М. Прилежаевой, «Соленая Падь», «Комиссия» С. Залыгина, чтобы убедиться в том, насколько оригинальны творческие решения писателями одной общей задачи. Художественно-биографическая проза вводит в содержание специфические виды документализма, анализируя поступки, относящиеся к сфере личной жизни. В исторической прозе факты становятся базой для философских и исторических концепций, как, например, в романах Ч. Амирэджиби «Дата Туташхиа», Д. Балашова «Великий стол», В. Шукшина «Я пришел дать вам волю» и других.
Упрочение принципов историзма сопровождается «внедрением» в художественную систему форм и средств конкретно-исторической изобразительности во всех жанрах прозы. Художественный историзм открывает простор творческому воспроизведению действительности — воображению, догадке, интуиции, синтезу.
Художественный историзм в реализме — это открытие нового содержания действительности, а значит, углубленного знания о человеке, обществе и времени. Под знаком утверждения принципов историзма протекало полемически острое преодоление схематизма, абстрактности, ложной романтизации, а также явлений натурализма. Художественный историзм в прозе 60 — 70-х годов остается идейным ориентиром писателя. Историзм — тип художественного мышления, принцип исследования, при котором события и факты рассматриваются в контексте времени, в связи с опытом народа и общественными взглядами. Эти общие мировоззренческие принципы конкретизируются в отборе материала, в элементах поэтики произведения, в стиле и стилистике. Конкретность анализа подлинных явлений, жизненных обстоятельств характеризует разные жанры — от очерка, документальной повести до романа.
М. Шагинян, В. Катаев, К. Симонов, С. Залыгин, Ю. Бондарев, Ф. Абрамов, П. Загребельный, А. Адамович, А. Ананьев и многие другие писатели, выступая как критики, анализируют свой творческий опыт, трудности и успехи литературы на пути к художественной правде. Читатель их статей и книг убеждается в первенствующем значении мировоззрения, определяющем влиянии общественной позиции. Суть выступлений писателей — в признании насущной необходимости выбора наиболее гибких, выразительных средств и форм для воплощения закономерностей жизни. В художественной системе писателей важнейшим звеном становится характер как явление эпохи, личность, формирующаяся в исторических обстоятельствах.
История неизменно присутствует в содержании произведений, посвященных судьбе и жизни человеческой. Например, в художественно-биографической прозе личная жизнь анализируется в тесной связи с жизнью исторической, а восприятия, переживания героя становятся своего рода «призмой», преломляющей общественно-исторические факты и события. Естественная в ряде произведений субъективность повествователя корректируется реальной историей, которая выступает судьей, критерием истины. В прямой зависимости от историзма мысли — художественные формы обобщения, в частности психологический анализ, особенности композиции и речевые средства.
Характерология современной прозы