Ход времени
Пьеса «Вишневый сад» дает почти «физическое ощущение текучести времени». Уже современники Чехова заметили, что «главное невидимо действующее лицо» в его произведениях — «беспощадно уходящее время». Внешнее действие пьесы охватывает время с мая по октябрь. В первом акте пьесы есть указания на конкретное время. Поезд опоздал на два часа.
Раневская уехала из имения пять лет назад. Шесть лет назад умер ее муж, а спустя месяц утонул семилетний сын Гриша. Лопахин вспоминает, как он впервые увидел Раневскую. Иногда время словно отступает в неопределенное прошлое: «Я тут спала, когда была маленькой…» ; «В прежнее время, лет сорок-пятьдесят назад…» ; «Шкаф сделан ровно сто лет тому назад» . Лишь один персонаж живет в настоящем, наиболее чутко улавливая ход времени.
Действие начинается с показательной реплики Лопахина: «Который час?» Авторские ремарки неоднократно указывают, что он смотрит на часы. Лопахин контролирует время и не опаздывает на поезд: «Мне сейчас, в пятом часу утра, в Харьков ехать». Лопахин дважды повторяет во время первого действия: «Время идет», прежде чем называет окончательную дату аукциона — двадцать второе августа.
В том же действии практически все персонажи пребывают в неком пограничном состоянии между сном и явью. Они неоднократно вспоминают прошлое, которое является для них большей реальностью, нежели окружающая их действительность. Они живут в мире туманных, призрачных грез.
Так, Раневская радостно восклицает: «Посмотрите, покойная Мама идет по саду…». Во втором действии пьесы философский диспут о «гордом человеке» сменяет лирико-элегический тон первого действия, опрокинутого в прошлое. Тем не менее, и бегство в будущее чревато не менее печальными потерями, чем погружение в прошлое. Герои, внимающие отстраненным рассуждениям Пети Трофимова, просто не слышат предупреждения Лопахина: «Надо окончательно решить — время не ждет». Настоящее требует решительных поступков, но никак не восклицаний.
Здесь Петя Трофимов близок Гаеву и Раневской. Абсурдность ситуации состоит в том, что эти персонажи совершенно утратили ощущение реальности. Их неспособность к проявлению сильного чувства зависит от отношений персонажа со временем. Для одних душевные привязанности растворились в зыбком прошлом , тогда как другие, устремленные в будущее, утратили свои человеческие качества .
Практически всем героям «Вишневого сада» незнакома любовь, ибо это чувство, живущее в настоящем, требует душевных затрат. Встреча с настоящим происходит в третьем акте, когда в едином контексте «бала некстати» стремительно сменяются события. Потому понятно ликование нового хозяина: «Вишневый сад теперь мой!», когда обнажается комическая нелепость желания простого человека остановить время и удержать его в рамках абстрактного «теперь». С другой стороны в монологе Лопахина начинает звучать неожиданная для него тема: «Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется…» Он интуитивно осознает призрачность победы: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь». Полностью оправдывается предчувствие Раневской, высказанное во втором действии: «Я все жду чего-то, как будто над нами должен обвалиться дом».
В результате Дом и правда «обвалится» под веселое «топотанье» торжествующего Лопахина. Ритм времени ускоряется в четвертом действии. Счет идет уже на минуты. Лопахин объявляет: «На дворе октябрь, а солнечно и тихо, как летом.
Строиться хорошо. Господа, имейте в виду, до поезда осталось всего сорок шесть минут! Значит, через двадцать минут на станцию ехать. Поторапливайтесь».
В том же действии Раневская предстает в совершенно ином временном измерении: «Минут через десять давайте уже в экипажи садиться…»; «Еще минут пять можно»; «Ведь одна минута нужна, только»; «Я посижу еще одну минутку». Меняется ритмический рисунок образа. В этой «минуте» — вся прошлая жизнь: «Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!.. Прощай!..» Перед персонажами пьесы неожиданно открывается быстротечность времени: «…А жизнь знай себе проходит» ; «Да, жизнь в этом доме кончилась…» ; «Жизнь-то прошла, словно и не жил…» . То, что не случилось, не произошло.
Именно в этом и заключается внутренний сюжет пьесы. Утрата имения ничего не значит по сравнению с прожитой жизнью. Встречи в доме и прощания в «пустоте» раскрывают глубинный конфликт пьесы, где человек предстает в уходящем времени. Это превращает комедию «Вишневый сад» в драматическую пьесу о жизни и смерти. Неизбежен конфликт человека со временем, поскольку равны здесь все, вне зависимости от того побежденные они или победители.
Неумолимый ход времени — осевой момент внутреннего сюжета комедии. Время в пьесе Чехова не столько сюжетообразующий фактор, сколько главное действующее лицо.
Ход времени