Хозяйственное освоение Сибири
1. Из курса отечественной истории вспомните причины освоения Сибири. Какие природные особенности Сибири и почему затрудняли и затрудняют ее освоение?
«История России — это история страны, которая колонизуется». Россия постоянно расширяла свою территорию. Причина для этого — стремление к богатству, жажда к увеличению территории. Огромная территория Сибири и Дальнего Востока была пройдена русскими землепроходцами и закреплена за Россией всего за 58 лет. Освоение же этой территории еще только начинается.
Затрудняют освоение многолетняя мерзлота и заболоченность, жестокие морозы зимой и гнус летом. Невозможность заниматься растениеводством в открытом грунте, а следовательно, прокормить большое население поддерживала маленькую плотность населения. Сейчас эта территория имеет очень редкую сеть дорог и слаборазвитую инфраструктуру.
2. В освоении Сибири особую роль играли дороги. Приведите доказательства того, что именно Транссибирская магистраль является главной осью освоения территории. Транссибирская железнодорожная магистраль протянулась от Челябинска до Владивостока через Омск, Иркутск, Хабаровск.
Она занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая длинная железнодорожная магистраль протяженностью 7 тыс. км. Строительство дороги продолжалось 25 лет и в 1916 г. европейская часть России, Сибирь и Дальний Восток были связаны самым быстрым в то время и надежным видом транспорта.
Для показа роли Транссиба достаточно нанести эту магистраль на карту плотнос ти населения и перечислить города, которые расположены на этой магистрали. А потом назвать города, удаленные от нее, особенно подчеркнув древние города, которые, оставшись в стороне от Транссиба, долго не получали дальнейшего развития, например Тобольск , Томск .
3. Распад СССР привел к изменению транспортно-географического положения Сибири. Какие изменения, на ваш взгляд, должны произойти в перспективе в железнодорожном транспорте Сибири?
Основные изменения связаны с тем, что на территории Казахстана оказались сразу три железнодорожные магистрали, соединяющие Сибирь с Уралом. Они хорошо видны на рисунке 140. Это небольшой участок Транссибирской магистрали и еще две дороги, которые так и назывались Средне — сибирская и Южносибирская .
Хотя граница с Казахстаном пока остается открытой, с каждым годом все более увеличивается значение дороги Пермь — Екатеринбург — Омск. Эта дорога целиком проходит по территории России, но пропускная способность ее не соответствует возросшим потокам груза и в ближайшие годы должна быть увеличена.
Кроме того, дальнейшее развитие должны получить меридиональные магистрали. Часто транспортное освоение территории начинается с автомобильных дорог, за ними, как более дорогостоящие, следуют железные. Например, планируется, что до 2020 г. Западная Сибирь свяжется с Западным Китаем. Прямая автодорога будет проложена через территорию Республики Алтай в Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая. Дорогу предполагается построить через 55-километровый западный участок российско-китайской границы: от райцентра Кош-Агач на юго-запад в направлении перевала Канас.
Протяженность автодороги по территории России 180 км. Со стороны КНР навстречу предстоит построить 80 км. Полагают, что дорога даст мощный толчок развитию приграничных территорий.
Через Республику Алтай уже проложена автодорога в Монголию.
4. Какими должны быть, по вашему мнению, перспективные направления развития хозяйства Сибири? Видимо, сырьевое направление развития Сибири сохранится надолго. После нефти необходимо будет переключиться на уголь. Крупнейший угольный бассейн — Тунгусский — остается пока почти нетронутым. Богаты рудными полезными ископаемыми и горы Южной Сибири.
Однако рассматривать Сибирь только как «сырьевой придаток» было бы неправильно. Необходимо также развивать обрабатывающую промышленность, модернизировать сельское хозяйство в южных районах. При соответствующей реконструкции и растениеводство, и животноводство способны давать гораздо больше продукции.
Пока в развитии этих отраслей преобладает экстенсивный путь.
Хозяйственное освоение Сибири