• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Новые сочинения > Хрестоматия: Немецкий роман о людях и обстоятельства

 

Хрестоматия: Немецкий роман о людях и обстоятельства

Литература — человековедение, в ней люди познают самю себя. Развиваясь, она идет ко все более глубокому раскрытию сущности человека, его стремлений, надежд, возможностей, его ме. ста в мире. Но человек неисчерпаем, и каждая эпоха ставит новые вопросы. Литература призвана осознать эти вопросы и ответить на них.

При этом ее ответы никогда не бывают окончательными, в них всегда содержатся ростки новых вопросов.

Художники-гуманисты эпохи Просвещения, как мы уже знаем, провозгласили высокий идеал гармоничного развития личности, но натолкнулись на несоответствие реально существующего общества этому идеалу. Духовные силы человека по — . лучали в несправедливо устроенном обществе искаженное развитие, дисгармоничность мира мешала возможностям стать действительностью. Романтики попытались освободить человека от власти внешней необходимости, дали ему независимость, правда только в сфере души, и разделили людей на живых и мнимо живых, «музыкантов» и «немузыкантов», не ища объяснений тому, что именно сделало людей столь разными.

Гейне обратился к изображению социальных обстоятельств, нарисовал картину состояния Германии своего времени, ее глубокой социально-политической отсталости и противоречивости. В теме несчастной любви он обозначил также связь между судьбой человека и социальными обстоятельствами. Но сложную диалектику взаимодействия характеров и обстоятельств немецкой литературе предстояло, познать на следующем, реалистическом этапе развития. Позиции реализма позволили ближе подойти к ответу на вопрос о природе человека, о том, каков же он на самом деле, добр или зол, и что делает его добрым или злым.

Эта задача встала перед романом — жанром, развитие которого в немецкой литературе шло крайне медленно и трудно.

В литературах других европейских стран — России, Франции, Англии — в 30-40-х гг. XIX в. сложился и достиг расцвета реалистический социальный роман, т. е. роман, раскрывающий связь и взаимодействие характеров и социальных обстоятельств. В отличие от романтиков реалисты, радевшие о человеке ничуть не меньше, не стали игнорировать социальные обстоятельства, а начали внимательно вглядываться в них, тщательнейшим образом их анализировать. Родилось искусство, ориентированное не на противопоставление идеала действительности, а на показ самой действительности и закономерностей ее развития.

При этом жизнь изображалась так, чтобы читатель остро почувствовал, как далека она от идеала. Реализм этот получил название критического, потому что пафос его состоял в обличении бесчеловечности отношений в классово антагонистическом обществе, — это они делали человека злым, а того, кто осмеливался быть добрым, обрекали на беды или даже на гибель.

В отличие от романтизма литература критического реализма отводила определяющее место социальной среде. Характер человека, его поступки стали изображаться как результат взаимодействия индивидуальных свойств личности и влияния социального окружения. Стала прослеживаться биография героя, его предыстория, его карьера. Определились два варианта пути героя. Советский ученый Д. В. Затонский, автор интересной книги.»Искусство романа и XX век» , условно назвал эти два пути: «путь к себе» и «путь от себя».

В первом случае герой идет через жизнь, заботясь прежде всего о своем внутреннем, духовном обогащении, и, обретая жизненный опыт, вырастает нравственно, утверждая лучшее в себе. Таков, например, путь Вильгельма Мейстера, героя романов Гете «Годы учения Вильгельма Мейстера» и «Годы странствий Вильгельма Мейстера». Путь к себе означал тем самым и путь к людям, так как это был путь к человечности.

Во втором случае герой, зараженный буржуазным эгоизмом, предавал добрые начала своей души ради внешнего успеха, карьеры, богатства. Таких примеров в социальном романе 30- 40-х гг. немало: Жюльен Сорель в романе Стендаля «Красное и черное», Эжен Растиньяк в романе Бальзака «Отец Горио», Люсьен Левен в романах того же автора «Утраченные иллюзии» и «Блеск и нищета куртизанок». Десятилетия спустя тем же путем, только много более нагло и уверенно, пройдет Жорж Дюруа в романе Мопассана «Милый друг». Потомком этих героев явится Клайд Гриффите, центральный персонаж романа Теодора Драйзера «Американская трагедия»; это жалкий и бесхарактерный малый, решившийся убить свою возлюбленную, простую работницу, ради того, чтобы жениться на дочери богача, и попавший на электрический стул. В немецкой литературе XIX в. роман отставал в своем развитии от других жанров.

После блистательных достижений Гете и Гофмана роман на долгие годы был оттеснен на периферию литературного процесса.

Роман по своей природе — универсальный жанр, он тяготеет к отображению широких и многообразных жизненных связей. В Германии же, где все еще сохранялась раздробленность и господствовал провинциализм, роману недоставало жизненной почвы. В 30-40-х гг.

XIX в. там шел еще трудный процесс медленного вызревания жанра. Поражение революции 1848-1849 гг. во многом предопределило особенности социально-политической и духовной жизни Германии во второй половине XIX в. После Франко-прусской войны произошло наконец долгожданное объединение Германии, но не на демократической основе, как о том мечтали лучшие люди страны, а «железом и кровью», в форме прусско-милитаристической Германской империи. В ней еще сохраняли силу пережитки феодализма, но росло влияние буржуазии, которая заметно активизировала после 1871 г. свою предпринимательскую деятельность и распространяла в стране дух наживы.

Империя проводила агрессивную внешнюю политику; был принят «исключительный закон против социалистов», имевший целью подорвать растущее рабочее движение.

В этих условиях гражданская направленность немецкой литературы, столь ярко выразившаяся в творчестве передовых писателей в 30-40-е гг., ослабевает, в ряде случаев дает себя знать воздействие реакционных направлений буржуазной общественной мысли. Но реализм продолжает развиваться. Лучшие немецкие писатели хорошо видели антигуманистический характер прусско-германской государственности и развивали в своем творчестве критику феодально-буржуазных порядков, осуждали бюрократизм, лицемерие, бездушие.

Вторая половина века сделалась для немецкой прозы временем существенных накоплений. Немалый вклад в развитие немецкого романа в этот период внесли Фриц Рейтер, Теодор Шторм, Бертольд Ауэрбах, Вильгельм Раабе. Правда, в их творчестве в большей или меньшей мере заметна печать так называемого областничества.

Длительная разорванность страны сказывалась в их особой приверженности к местному колориту, к диалектной окраске речи. Однако проблематика произведений этих писателей выходила за областнические рамки. В немецкой литературе рос — интерес к простым людям — крестьянам, ремесленникам, к повседневным заботам, психологии, быту рядовых тружеников, нарисованных порой не без сентиментальности, но и не без доброго юмора.

Литература этого рода сыграла немалую роль в формировании традиций зримого изображения жизни простых людей — традиций, продолженных немецким романом XX столетия.



Хрестоматия: Немецкий роман о людях и обстоятельства

Другие сочинения по теме:

  1. Хрестоматия: Литература на линии огня (1933-1945) В 1932 г. Л. Фейхтвангер, отмечая все растущее наступление фашистского варварства, подчеркивал значение немецкой гуманистической культуры в этих условиях: «Правда,...
  2. Великий немецкий поэт Фридрих Шиллер Великий немецкий поэт Фридрих Шиллер, автор известных драм «Разбойники», «Коварство и любовь», «Дои Карлос», «Валленштейн», «Мария Стюарт» и «Вильгельм Телль»,...
  3. Специфика «Северного Возрождения». Немецкий гуманизм В 16 в Германия испытывала влияние Франции (рядом с которой находилась) и Италии (с которой торговала сев. Германия). Более того,...
  4. Немецкий экспрессионизм. Реальность и вымысел в произведениях Франца Кафки Кризисные умонастроения в Германии в начале XX в. Немецкий экспрессионизм в контексте идей европейского модернизма. Теория интуитивизма А. Бергсона и...
  5. Хрестоматия: Русско-украинские литературные связи в творчестве Гоголя Особое место занимает творчество Гоголя в русско-украинских литературных связях. М. Ф. Рыльский назвал Гоголя «золотым мостом» между духовными ценностями, созданными...
  6. Литературный роман как выражение исканий драматической эпохи К концу XIX столетия немецкая литература вступает в полосу нового подъема — его во многом питает активизация освободительного движения. Многочисленные...
  7. Иоганн Вольфганг Гете, великий немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете, великий немецкий поэт, мыслитель и ученый, родился 28 августа 1749 года во Франкфурте-на-Майне в зажиточной семье. Детство...
  8. Великий немецкий поэт и мыслитель Иоганн Вольфганг Гете был самым выдающимся представителем Просвещения в Германии. Это великий немецкий поэт и мыслитель. Гете родился в г....
  9. Выдающийся немецкий драматург БЕРТОЛЬТ БРЕХТ Выдающийся немецкий драматург родился 10 ноября в городе Аумсбурзе (Германия) в семье директора бумажной фабрики. После окончании реальной гимназии в...
  10. Обстоятельства, при которых произошла дуэль Лермонтова с Мартыновым Обстоятельства, при которых произошла дуэль, донельзя запутаны сбивчивыми, противоречивыми показаниями ее участников и лиц, близко стоявших к ним. Старались скрыть...
  11. Генрих Белль — выдающийся немецкий писатель-гуманист Г. Белль родился в г. Кельне в семье мастера-краснодеревщика. Его родители отличались глубокой христианской верой и в ее традициях воспитывали...
  12. Что сближает роман Замятина «Мы» и роман Салтыкова-Щедрина «История одного города»? «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина и роман Замятина «Мы» были написаны в разное время, даже в разных веках. Их...
  13. Главные герои в «Бедных людях» Достоевского В романе два главных героя, — он и она: Макар Девушкин и Варенька Доброселова. Правда, героиня с первого своего ответа...
  14. Хрестоматия: Развитие исторической прозы в русской литературе Литературу 1970 — 1990-х годов невозможно представить себе без произведений на исторические темы. Жанры исторической прозы, тесно связанные с общественно-политической...
  15. Хрестоматия литературы: Н. В. Гоголь в Одессе В последние годы своей жизни Н. В. Гоголь дважды посетил Одессу. В первый раз он прибыл сюда 16 апреля 1848...
  16. Роман Анны Зегерс «Оцененная голова». Сюжет Роман «Оцененная голова» рисует немецкую деревню начала 30-х годов. В сельской глуши молодой рабочий Шульц скрывался от властей, преследующих его...
  17. Роман-завещание Томаса Манна В романе-завещании Т. Манн сделал своего представителя Германии музыкантом — это позволяло, в соответствии с новыми взглядами писателя, оттенить трагические...
  18. Тема нового общественного деятеля в романе «Что делать? Из рассказов о новых людях» В разностороннем наследии Чернышевского важное место занимают работы по эстетике, литературная критика, художественное творчество. Во всех этих областях он выступил...
  19. Переводная литература: Ordnung muss sein: перевод на немецкий О переводческих традициях Германии ходят легенды… На заре нашей эры в стенах монастырей и часовен монахи, руководствуясь знаменитым принципом wort...
  20. Хрестоматия литературы: Н. В. Гоголь в Киеве Первый раз он побывал здесь еще в 1827 г., приехав во время весенних каникул вместе с профессором Нежинской гимназии высших...
« Художественный мир писателя
Характеристики героев повести «Маленький Бобеш» »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения