Художественная манера Пушкина в романе «Роман в письмах»
Глубокий анализ романа «»Роман в письмах»» дал в своих гениальных статьях о Пушкине великий критик — революционер-демократ Белинский. «Роман в письмах» — в высшей степени оригинальное и национально-русское произведение. Имеете с современным ему гениальным творением Грибоедова «Горе от ума» стихотворный роман Пушкина положил прочное основание новой русской поэзии, новой русской литературе… — писал критик. — Вместе с Онегиным Пушкина… «Горе от ума» было первым образцом поэтического изображения русской действительности в обширном значении слова. В этом отношении оба эти произведения положили собой основание последующей литературе, были школою, из которой вышли и Лермонтов, и Гоголь. Вез Онегина был бы невозможен «Герой нашего времени», так же как без Онегина и «Горя от ума» Гоголь не почувствовал бы себя готовым на изображение русской действительности, исполненное такой глубины и истины».
Выработанные Пушкиным в работе над художественным воссозданием исторического прошлого принципы реализма в романе «Евгений Онегин» применены к изображению современной ему действительности. Это имело громадное значение для развития русской литературы. «Евгений Онегин» — первый реалистический роман в мировой литературе; впервые ив русской литературе Пушкин создал форму реалистического романа о современности. И хотя это была стихотворная форма, она наметила основные пути развития русского реалистического романа и в прозе — романа Лермонтова, Тургенева, Гончарова, Толстого. Реалистический роман, созданный Пушкиным, открывал первую страницу в истории великого русского романа XX в.
Вокруг романа «Евгений Онегин» группируются другие творческие замыслы Пушкина, тематически связанные с современностью поэта («Роман в письмах», позднее «Русский Пелам»). Подходивший к концу «Евгений Онегин» все больше становился для него романом о прошлом, хотя и недавнем; слишком большой рубеж между первой и второй половиной 20-х годов в развитии русского общества положило 14 декабря 1825 г. К тому же это был роман в стихах, в котором поэт был связан не только рифмой; Пушкин ощущал, по его словам, «дьявольскую разницу» между стихотворной и прозаической формой романа. В 1829 г. Пушкин начинает писать «Роман в письмах», время действия которого должно было совпадать с временем его написания. Это был замысел, содержанием своим полемичный по отношению к предшествующему периоду в развитии русского общества.
Герой романа Владимир, осуждая образ жизни своего друга, типичный для минувшей эпохи, пишет ему: «Твои умозрительные и важные рассуждения принадлежат к 1818 году. В то время строгость правил и политическая экономия были в моде. Мы являлись на балы, не снимая шпаг, — нам было неприлично танцевать и некогда заниматься дамами. Честь имею донести тебе, теперь это все переменилось. Французский кадриль заменил Адама Смита, всякий волочится и веселится как умеет. Я следую духу времени; но ты неподвижен, ты стереотип. Охота тебе сиднем сидеть одному на скамеечке оппозиционной стороны». Все эти перемены в духе времени Пушкин наблюдал в период своего пребывания в Москве, после ссылки. В сущности Пушкина занимала все та же проблема судьбы декабристского движения.
«Роман в письмах» важен для понимания размышлении Пушкина о положении дворянства и его отношении к крестьянству. Затронутые в романе темы о «небрежении», к котором помещики оставляют своих крестьян, о старой новой русской аристократии, об обязанностях дворянина и другие Пушкин развивает в «Разговоре А и Б», в ((Заметках о русском дворянстве», в «Истории села Горюхина».
Для своего замысла прозаического романа о современности Пушкин избирает старую, восходящую еще к «Новой Элоизе» Руссо эпистолярную форму, быть может, потому, что в годы ссылки он в совершенстве овладел эпистолярным искусством. Его собственные письма оказались своего рода творческой лабораторией, в которой формировалась его проза. Переписка персонажей, видимо, представлялась Пушкину удобным средством для обсуждения волновавших его вопросов, а также для раскрытия внутреннего мира героев романа. С другой стороны, возможно, что эпистолярная форма показалась затем Пушкину несколько устаревшей, недостаточно свободной и отдающей всем еще тогда памятной чувствительностью сентименталистов; и он не стал продолжать «Роман в письмах».
Художественная манера Пушкина в романе «Роман в письмах»