Художественное исследование народной жизни в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Поэма Н. А. Некрасова » Кому на Руси жить хорошо «, которую он писал около 20 лет, — итог творческого пути поэта. Она является глубоким художественным исследованием народной жизни, поднимает важнейшие проблемы эпохи. Для того чтобы ответить на вопрос, сформулированный в стихотворении Некрасова «Элегия»: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» — поэту потребовалось создать эпопею, которая отразила все важнейшие события и явления в жизни народа в переломный момент истории страны.
Автор смотрит на происходящее глазами народа, выражая, прямо или косвенно, его чувства и устремления.
Мысли народа, его представления о счастье, о путях к этому счастью выражают не только отдельные герои , но и участники массовых сцен, в которых народ предстает как нечто единое: на празднике-ярмарке в селе Кузьминское, на сельском сходе, избирающем бурмистра, на городской базарной площади, на приволжском лугу, в сцене пира на весь мир. 2. Использование фольклора и сказочных элементов позволяет автору не только построить сюжет с большим охватом пространства, времени и действующих лиц, но и связать поиски народом счастья с верой в победу добра над злом, правды над ложью.
Уже зачин поэмы «В каком году — рассчитывай, в какой земле — угадывай», не дающий точных географических координат изображаемых событий, подчеркивает, что речь пойдет обо всей русской земле. Названия деревень, в которых живут мужики, встретившиеся на столбовой дороге, глубоко символичны:
Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, Из смежных деревень Заплатова, Дырявина, Разугова, Знобишина, Горелова, Неелова Неурожайка тож.
В своем странствии они проходят через Испуганную и Неграмотную губернии, встречаются с жителями деревень Босово, Адовщина, Столбняки, узнают о том, что от неурожая «целые селения на попрошайство осенью, как на доходный промысел, идут…». Тяжелый, изнурительный труд не спасает от вечной угрозы разорения и голода. Портрет крестьянина-труженика не напоминает сказочного доброго молодца:
Грудь впалая; как вдавленный Живот; у глаз, у рта Излучины, как трещины На высохшей земле; И сам на землю-матушку Похож он: шея бурая, Как пласт, сохой обрезанный, Кирпичное лицо, Рука — кора древесная, А волосы — песок.
Беспросветная жизнь должна бы рождать недовольство, протест: У каждого крестьянина Душа, что туча черная Гневна, грозна — и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям, А все вином кончается…
Центральный вопрос поэмы: «Кому живется весело, вольготно на Руси?» не имеет однозначного ответа: Роман сказал: помещику, Демьян сказал: чиновнику, Лука сказал: попу. Купчине толстопузому! Сказали братья Губины, Иван и Митродор.
Старик Пахом потужился И молвил, в землю глядючи: Вельможному боярину, Министру государеву А Пров сказал: царю…
В первой части поэмы священник формулирует общенародный идеал счастливой жизни, с которым не только по простодушию и наивности соглашаются правдоискатели: В чем счастие, по-вашему? Покой, богатство, честь, Не так ли, друга милые? Они сказали: «Так».
Но дело в том, какое содержание вкладывают представители разных сословий в понятие «счастье». Для попа счастье — в крепостническом прошлом, когда церковь была на содержании у богатых помещиков. Разорение помещиков и обнищание крестьянства привели к упадку духовное сословие. Содержание священника и причта ложится на плечи крестьянина, который «сам нуждается и рад бы дать, да нечего».
Два помещика, Оболт-Оболдуев и Утятин-князь, тоскуют о навсегда утраченном рае крепостной Руси. Их дворянское счастье — в праздности, роскоши и чревоугодии:
Французу не привидится Во сне — какие праздники, Не день, не два — по месяцу Мы задавали тут. Свои индейки жирные, Свои наливки сочные, Свои актеры, музыка, Прислуги — целый полк! Пять поваров, два пекаря… в потехах псовой охоты, в своеволии, которое разрешало крепостное право: Кого хочу — помилую, Кого хочу — казню. Закон — мое желание!
Кулак — моя полиция!
Художественное исследование народной жизни в поэме «Кому на Руси жить хорошо»